Околонастолье

Как выбрать настольную игру?

как выбрать настольную игру

Авторы: Максим Сомов, Алексей Ковалев

Итак, момент настал. Звёзды сошлись, коронавирус перестал быть страшен, и розовая копилка в виде хрюшки была разбита. Денежки у тебя в мешочке, и ты готов купить новую настольную игру. Но как же определиться с выбором? Их так много и все такие классные. Что же делать?

Хорошая новость: мы тебе поможем! И как дельные психотерапевты, мы не скажем, что делать, а зададим правильные вопросы, ответив на которые ты сам решишь, какую версию «Монополии» купить во что вложиться.

Эта статья была написана не без помощи настольщиков из разных городов и стран, поэтому разброс вопросов будет вполне обширный. Усаживайся поудобнее, сеанс начинается.

Первым делом поговорим о том, что собой должна представлять игра.

Тема и мир игры

Индустрия богата на всевозможные миры: пираты, киберпанк, подземелья, зомби-апокалипсис, да что угодно. Предлагаем отталкиваться от того, что вызывает больше эмоций: сильно не нравится пост апокалиптический мир будущего – ну и всё, вычёркиваем все такие игры из потенциального списка покупок; в восторге от космических завоеваний – отлично, такие игры есть и на них можно положить глаз. А вдруг хочется чего-то необычного, незаезженного? Наверняка Марс и викинги уже кого-то доконали. Да, иногда механика и ажиотаж вокруг игры могут вносить свои коррективы в восприятие, но к чему тебе чужое мнение, если ты счастлив хотя бы часик в месяц разводить коровок у себя на ферме?

Давай копнём глубже.

Английское слово «lore» можно дословно перевести как «профессиональные знания» с синонимами (далее читать с сильным британским акцентом) «mythology», «folklore», «legends». Мы просто лингвисты, поэтому без перевода, в оригинале пишем. Именно в «мифологии» и заключается лор игры. Это совокупность историй, традиций, физики, личностных отношений, легенд и всего того, из чего состоит этот выдуманный мир.

Естественно, это применимо и к настолкам. Чем детальнее создатели проработали вселенную, тем больше отсылок и пояснений вы увидите. У героев будут не просто название и параметры, но и выстроенные личности. Окружение будет иметь свою уникальную историю.

Бывает и такое, что создатели игр выпускают настолки в своей проработанной вселенной.

Например, Кит Матейка планомерно и постепенно создает свой Налос, начиная со стратегии «Путь героя», где вы создаете персонажа, подхватывая «Картографами», где вы как бы рисуете карту регионов мира, и продолжает выходящей в 2021 году Roll player Adventures, являющейся громадным приключением с теми героями, которых вы сами ранее уже создали. Это впечатляет!

В общем если ты фанат детальной проработки вселенной, стоит присмотреться к настолкам с богатым лором.

Рекомендуемые миры в настольных играх:

  • мир Ктулху (Говард Ф. Лавкрафт) — «Ужас Аркхэма», «Древний ужас», «Особняки безумия»;
  • вселенная Звёздных войн — «Звездные войны: Восстание», «Звездные войны: внешнее кольцо», «Звездные войны: Легион», Star Wars: Imperial Assault;
  • мир Терринота — Runebound, Descent, «Герои Терринота».

Порог вхождения

Согласись, если ты зовёшь людей в гости или сам впервые идёшь к кому-то поиграть, хочется, чтобы все было легко, просто и быстро. В идеале, чтобы хозяин игры уже выучил правила, за пару минут их рассказал и вы под его руководством непринуждённо общаясь разложили партейку-другую.

Если согласен, тебе подойдут семейные игры, или патигеймы. Меньше правил, больше веселья.

Если не согласен, то мы (серьёзные бородатые дядьки, которые играют в серьёзные настолки) с тобой из одного теста. Потратить не менее часа на изучение правил, провести обучающую партию длительностью часа два минимум, за которую обязательно совершить кучу ошибок, проводить многочасовые игровые сессии… Но получать удовольствие от этого! Больше правил, больше вдумчивости.

Хардкорное зубодробительное противостояние или у кого на кубике больше выпадет? А может что-то среднее? К какой бы категории ты себя ни отнёс, настольная игра, удовлетворяющая твоим требованиям, уже существует, нужно лишь найти её. В помощь, как всегда, народные рейтинги на «Тесере» и BGG, а также продавцы в специализированных магазинах. Обобщить это всё можно термином «порог вхождения». В него входят время освоения правил, количество и сложность механик, длительность партии. Поверь, чисто физически справиться можно с ними всеми. Вопрос только в психологии участников.

как выбрать настольную игру

К альтернативной сложности мы бы отнесли механику. Это про то, КАК играть, какие действия делать, чтобы напрягать или не напрягать мозги и получать удовольствие.

Каждый человек способен выполнять одни мыслительные действия лучше других, следовательно, что-то будет получаться лучше (например, создавать комбинации карт), а что-то хуже (например, дипломатия). Это нормально, никто не идеален абсолютно во всех жанрах, и, блистая в одном деле, человек может безбожно тупить в другом.

Есть такое понятие – поток – идеальное состояние, когда сложность чуть-чуть выше возможностей, при котором желание действовать переполняет тебя и ты делаешь, делаешь, делаешь! Понимание своего потока приходит со временем, но зная, что именно его вызывает, делает выбор механики в игре более понятным. В какой момент и в какой игре тебе было максимально интересно играть?

Рекомендуемые игры по порогу вхождения:

  • простые – патигеймы, «Каркассон», «7 Чудес», «Кланк!», «Камисадо»;
  • средние – «Особняки безумия», «Пандемия», «Крылья», «Виноделие», Runebound;
  • сложные – «Сумерки империи», Gloomhaven, «Остров духов», «Рыцарь-маг», «Корни», «Феод».

Реиграбельность

Важный фактор, который вроде как учитывается при разработке игры, но может сильно просесть. На реиграбельность смотрит довольно большое количество человек. Ещё бы – в дорогие игры хочется играть долго. Да дело даже и не в стоимости. Удовольствие хочется получать не первые 5-10 партий, а гораздо дольше. Согласись, довольно неприятно сломать игру и постоянно идти по победной стратегии или выучить всевозможные события и полностью потерять  интерес. Если этот вопрос для тебя действительно важен – ищи информацию, спрашивай у брата-настольщика и анализируй. А мы идём дальше.

как выбрать настольную игру

Жанр и отношения между игроками

Строго говоря, еще с конца 20-го века настольные игры разделяют на две большие группы – евростратегии и америтрэш. Под евро понимают сложные стратегии с минимальным взаимодействием игроков, а под амери наоборот – максимально конфликтные, как правило приключенческие, настолки с долей случайности. Интересный факт: считалось, что евро должны быть строгими и ничем не отвлекать игрока от процесса, в том числе яркими картинками и миниатюрами, присущими америтрэшу. Именно так появились миплы – схематичные разноцветные деревянные или пластиковые фигурки и жетоны. Их основная задача – ни больше, ни меньше, обозначать принадлежность ячеек, тайлов и прочего к каждому конкретному игроку.

Сейчас мир настольных игр очень богат. Авторы не ограничиваются одним жанром — существует большое множество поджанров в самых разных вариациях. Поэтому человек за столом напротив тебя может быть как твоим союзником, так и твоим соперником. А иногда его и вовсе может не быть, благо игры позволяют и тот, и тот варианты.

Ниже представлены режимы настолок, сгруппированные по отношению между игроками. Если что, их можно комбинировать. Выбирай.

  • Соло. Игры с режимом на одного игрока. К сожалению, реалии таковы, что иногда поиграть хочется, а не с кем. Тогда-то на выручку приходят они – соло-режимы с условиями победы по очкам, с виртуальным игроком в режиме приключений, Автомы. Советуем тщательно их изучать, потому что в большинстве случаев соло режимы не самые интересные.

Отдельно хочу сказать про соло-режимы в играх. Я их очень люблю, если честно. Для меня это и способ расслабиться лично, и замена книгам или компьютерным играм, и возможность поближе познакомиться с механиками, если я вижу настолку впервые. Опять же, не все принимают соло как возможность поиграть. И настольные игры – это социальное явление. Но сбрасывать данный режим со счетов я бы не рекомендовал.

Алексей Ковалев

  • Дуэль. Битва один на один. Ну одного человека найти действительно проще, чем двоих-троих, поэтому игры, которые хорошо играются и вдвоём и на толпу стоит ценить и бережно к ним относиться.
  • Патигейм. Игра-веселье. Несложные правила, низкий порог вхождения, поддерживается большое количество участников, очень небольшой размер. Игра для вечеринок «толпа на толпу» или ленивых.
  • Кооператив. Все против игры. Хочется действовать сообща, плечом к плечу с друзьями переносить все невзгоды, подброшенные этими жестокими картами? Кооперативные игры – отличный вариант. Хотим заметить, у игр этого жанра, как правило, довольно непростые условия победы, так что вы не просто вместе играете, вы ещё и вместе ломаете голову.
  • Конкуренция. Евро, здравствуйте. Это игры, где игроки почти не взаимодействуют друг с другом. Ну здорово же – с нуля развить свой огород/город/цивилизацию и не бояться, что придёт агрессивный сосед и всё сломает. Зато этот сосед может развиться ещё лучше. И это, к счастью, единственная проблема.
  • Противостояние. Америтреш, добрый вечер. Игроки против игроков, где будут явные проигравшие и будет победитель. Никаких вторых мест. Случайности, кубики, прямая агрессия – если всё это тебе по нраву, ты знаешь, что делать.
как выбрать настольную игру

Рекомендуемые игры по жанрам:

  • Соло – «Это моя война», ЖКИ «Ужас Аркхэма», игры-детективы, «Оскверненный Грааль»;
  • Дуэль – «Звёздные империи», «Звездные Войны: Восстание», шахматы (не, ну а чо);
  • Патигейм – «Кодовые имена», «Диксит» («Имаджинариум»), «Кольт экспресс», «Экивоки»;
  • Кооператив — «Ужас Аркхэма», «Древний Ужас», «Пандемия», «Запретная пустыня»;
  • Конкуренция – «Каркассон», «Покорение марса», «Великий западный путь», «Серп»;
  • Противостояние — «Немезида», «Кровь и ярость», «Цивилизация».

Содержимое коробки

Вот уж что максимально субъективно, так это графическое оформление настольной игры. Но это также и очень важно индивидуально, ведь визуал может быть крайне значимой, а порой и решающей деталью при покупке заветной коробки. Истории известны случаи, когда игроки велись на компоненты, а потом в спешке пытались сбыть неинтересную игру на барахолках. Наверняка было и такое: «ну, зато красивенько». А сколько потенциально крутых игр так и не нашли отклика в сердцах достойных господ, просто не предоставив хороших компонентов?

Я может быть и не отдал бы «Стальную арену», будь там пластиковые фигурки роботов. Но двигать картонки по картонкам – нет, не настолько процесс игры затягивает. Или «Феод» – оформление – огонь, и из-за него хочется в игру возвращаться.

Максим Сомов

Дизайн игры. Кого-то воротит от «вырвиглазного» стиля «Феода», а кто-то находит в этом смелую эстетику. Одни не могут ничего разобрать на тёмном поле Brass, а другие говорят: «стильно». Посмотрите фото игры, как компоненты смотрятся на видео. Кто знает, быть может вы убережёте себя от ненужной покупки.

Правила. Да, кого-то и этот пункт может развернуть. Если они написаны плохо – придётся долго лазить по форумам и искать объяснение. Если они предполагают несуразные действия, придётся вводить хоумрулы. Разведка наше всё.

Лично я на оформление обращаю мало внимания, всеяден. И если настолка мне нравится механически и сюжетно, то к артам придираться не буду. Но к минечкам питаю некоторую слабость. Но на вкус и цвет, как говорят, все фломастеры разные.

Алексей Ковалев

как выбрать настольную игру

Что касается любителей фигурок, рецепт прост: смело руководствуйтесь своими представлениями о прекрасном, финансовой составляющей и количеством свободного места на полках. Последнее не случайно. Игры с кучей красивых миниатюр занимают много места в коробке, даже если вытащить органайзер. Толстые, они перестают помещаться на обычных полках. Только под кроватью, а там пыль, пауки и привидения!

Так или иначе, если ты готов к большому количеству компонентов… красивых компонентов, присмотрись к приключениям, там этого добра навалом. Всё же редкие евро (как тот же «Серп» или «Анахронность», к примеру) имеют множество высокохудожественных миниатюр. Ну а на худой конец и толстый кошелек добро пожаловать в мир варгеймов и скирмишей. Они целиком и полностью состоят из миниатюр разной степени детализации и размера. Но это уже совсем другая история.

Рекомендуемые игры по разнообразию компонентов:

  • Малое — карточные игры (ЖКИ, «Ужас Аркхэма», «Чужая планета»);
  • Среднее — «Кровь и ярость», «Крылья», «Последний бастион»;
  • Высокое — «Это моя война», «Анахронность», «Рыцарь-маг».

Время

Тоже на редкость субъективный параметр, который, ко всему прочему, часто перекликается со сложностью. Хочешь ли ты тратить на одну партию пять часов? А готов ли? Во-от. Если не готов, лучше на такие игры не смотреть. И не верь цифрам по продолжительности партии на коробке – они врут. Время там указано примерное, так что в некоторых случаях смело прибавляй полчаса-час. Но в любом случае ориентируйся на собственные силы.

как выбрать настольную игру

А сколько времени ты готов ждать до наступления твоего следующего хода? Полминуты? Минута? А как тебе даунтайм в четырнадцать минут? Не очень, да? Ну тут либо компанию надо выбирать более шуструю, либо игру другую. Вспоминая тему статьи – скорее, второе.

В своё время после прочтения обзора «Легенд дикого запада» от Чеширского кота, я перестал думать об этой игре. Всё просто: автор рассказал про очень высокий даунтайм. В будущем я убедился в этом лично. Хоть игра сама и хорошая, от покупки из-за этого минуса я отказался.

Максим Сомов

Естественно, нередки случаи, когда высокий даунтайм – не помеха прекрасным механикам и глубокому процессу.

Можешь присмотреться к кооперативным настолкам, где игроки сообща обсуждают и планируют действия. Возможно даже соло-игры, в них тебя никто не будет подгонять.

Игры по уровню продолжительности партии:

  • низкий (до часа) – большинство патигеймов и филлеров;
  • средний (до двух часов) – «Остров кошек», «Кланк!», «Немезида»;
  • высокий (свыше двух часов) – «Сумерки империи», «Сквозь века», Eclipse.

Вызываемые эмоции

Цель любой игры, как развлечения – что? Правильно, вызвать положительные эмоции. Если эмоции негативные – ну тут либо менять отношение (очень сложно), либо игру (приемлемо). Этот пункт сродни механикам, о которых писалось выше. Чётко сформулируй свои ожидания – что ты хочешь получить конкретно от этой игры? Накал страстей? Мощные переговоры? Простота процесса? Юмор и общение? Отлично, с этим определились. А что бы ты НЕ хотел испытывать? Напоминаем, отталкиваться нужно от всех мало-мальски сильных эмоций.

Степень влияния случайности

Это отдельный пункт, на который стоит обратить внимание. Там, где случайность правит бал, нет места серьёзному планированию. Кому повезло – тот и выиграл. Зато голову порой ломать не надо. Как пойдёт, так пойдёт! Как ты на это смотришь?

Там, где случайность минимальна, цена ошибки может быть очень высока. Всю партию тебе нужно будет думать, принимать важные решения и только своим умом ты сможешь одержать победу. Как ты смотришь на это?

как выбрать настольную игру

Дав ответы на заданные вопросы, ты определишься с выбором.

Игры по степени влияния случайности:

  • низкий – «Подводные города», «Великий Западны Путь», «Сквозь Века»;
  • средний – «Покорение Марса», «Звёздные Войны: Внешнее кольцо», «Рыцарь-Маг»;
  • высокий — «Бэнг на кубиках», «Саграда», «Ужас Аркхэма».

Теперь взглянем на атмосферу вокруг игры.

Репутация

Как бы то ни было, мы – люди, существа стадные, какими бы индивидуальностями ни были по отдельности. Каждого в той или иной степени будет интересовать новинка, о которой написало всё окружение (ну здравствуйте, «Грааль» и «Серп»). А значит и свою долю нашего королевского внимания такая игра получит. Ну и раз она такая популярная и интересная, то почему бы её не рассмотреть серьёзнее?

Также хотим напомнить, что лучше потратить время на просмотр обзора игры, чем деньги на то, во что никогда не будешь играть. И если 600-800 рублей ты себе можешь простить, то 5-10 тысяч уже нет.

Люди пишут, говорят, делятся впечатлениями об игре, играют в неё, показывают и рассказывают всё. Отличный способ познакомиться с продуктом заочно. Но есть одно «но». Писать хочется о чём-то, что понравилось. Не понравилось – можно и забить. Конечно, есть профессиональные блогеры, те же OMGames или «Твой игровой», которым по работе надо обозревать новинки. Но как часто они в обзорах вскрывают минусы игр и советуют в них не играть?

Именно поэтому я люблю негативные обзоры. Люди говорят о проблемах игры, делятся тем, что их реально задело.

Максим Сомов.

как выбрать настольную игру

Место в топах (Tesera, BoardGameGeek). Споры насчёт рейтинга BGG будут вестись ещё сотни лет. Бытует мнение, что это всё вкусовщина (вспомним отзывы а-ля «я заказал эту бомбическую коробку Gloomhaven, жду-не дождусь, когда она приедет и приключение начнётся, ставлю 10/10»). Строго следовать им не стоит, но ориентироваться можно. Всемирно известный BGG Top-100, на наш взгляд, максимально приближен к реальности. Главное помнить, что стопроцентные отзывы от трех человек не настолько объективны, как восьмидесятипроцентные от тысячи. Согласны? Узнали?

Резюмируем. Смотреть на реакцию мира и формировать свою.

Стоимость

Вкусовщина. Точнее, транжирство или расточительство. В случае с краудфандингом – меценатство. Цена. Индустрия готова предоставить нам очень широкий диапазон стоимости развлечений – от бюджетного карманного детектива до Gloomhaven, чья стоимость сопоставима с половиной зарплаты простого работяги. Хорошенько подумай перед покупкой дорогой игры – стоит ли оно того? Точно ли ты будешь в неё играть? Компания наберётся? А, ты богач и это для коллекции… Пардоньте мьсье.

Для успокоения можем предложить такую схемку: стоимость игры раздели на потенциальное количество часов, которое ты планируешь наиграть. Поверь, огромные игры – это мощнейшее вложение в свой досуг. В пересчёте даже поход в кино будет стоить дороже (хотя какое кино сейчас). И ещё: одна игра за условных 5 тысяч может принести больше радости и пользы, чем 5 за условную тысячу каждая.

Кстати, раз уж мы говорим о деньгах — никогда не траться на то, в чем сомневаешься. Проверено на личном горьком опыте – лучше не покупать неудачную игру, чем покупать. Но это вообще-то итак понятно.

Наличие игр у друзей. Это довольно простой ход – попросить игру у друга. Во-первых, можно опробовать перед покупкой. Во-вторых, можно на этой покупке сэкономить – зачем покупать, если можно брать в аренду? Если в аренду игра не сдаётся – играть с этим другом. Если не сдаётся и с тобой не хотят играть – то этот человек тебе не друг!

Индивидуальные критерии выбора

У каждого из нас есть свои индивидуальные критерии, по которым мы оцениваем игры. Пожалуй, их совокупность описана выше в статье, но обязательно будет и то, что сюда всё-таки не попало. Как пример, критерии выбора игр от двух опытных настольщиков:

У меня таких критериев два, и оба механические – рандом и декбилдинг.

Как ярый поклонник амери и приключений, я не только не вижу плохого в случайности, но и уверен, что она максимально приближает игру к реальности. Согласитесь, даже идеальные болиды Ф-1 иногда ломаются. Именно поэтому ратую за рандом, он привносит в игру напряжение и неизвестность. Да, проиграть в таких настолках легче легкого. Ну и ладно, не страшно. Зато уйма эмоций обеспечена. Не всегда приятных, но тем не менее.

С декбилдингом ситуация немного другая. Как следует из термина, это построение игровой колоды, как правило личной. С рандомом как таковым имеет мало общего, только если вы не участвуете в драфте. А это уже намного интереснее. Игры с драфтом, декбилдингом и рандомом позволяют максимально проявить фантазию, особенно в условиях отсутствия благосклонности Фортуны к вашей персоне.

Алексей Ковалев

Анализирую, с кем буду играть — какая игра зайдёт моей ячейке, какая – постоянному сопернику в дуэлях. На все остальные случаи у меня есть друг, такой же отбитый настольщик, с которым я могу поиграть вообще во всё хотя бы разик. Даже если игра нравится, а играть постоянно не с кем – что ж, лучше я не буду тратить деньги на неиспользуемый картон на полке.

Иногда критерием выбора становится наличие определённых игр в коллекции. Было много сложных игр и я взял относительно простые «7 Чудес» и «Азул». Для друзей-не-настольщиков самое то. И мне нравятся.

Бывает такое, что игра цепляет.

Совокупность каких-то непонятных на первый взгляд факторов въедается тебе в мозг и не отпускает, пока ты не купишь игру и не сыграешь несколько партий. Даже дополнительная информация не нужна, ты знаешь – тебе точно понравится. И нравится ведь, и играть есть с кем! У меня так было в начале пути настольщика, сейчас такого чувства почти нет. Но если оно появляется – всё, эта игра должна быть у меня любой ценой и как можно скорее.

Максим Сомов

Как вы видите, наши критерии сильно разнятся. Раздел больше риторический и для каждого он будет ну совсем индивидуальный.

Заключение

С одной стороны, выбор настолки – та ещё задачка. Особенно учитывая свыше трех тысяч слов которые вылились на тебя за последние несколько минут, наш терпеливый читатель. С другой стороны, дело нехитрое, особенно, если ты постоянно в этом инфополе. Новости, обзоры, мнения – люди делятся своими впечатлениями, мы информацию воспринимаем и уже строим представления о продуктах этой сферы. Именно поэтому на прямой вопрос «как выбрать настольную игру?» мы ответить сразу не сможем – у нас есть свои сформированные предпочтения, критерии выбора, ожидания и планы. Мы просто перестали задавать эти вопросы и чётко формируем решения автономно, шестым чувством (смотрим видео, читаем, ну иногда конечно советуемся). Потому что для нас настольные игры – это серьёзно увлечение, а не просто досуг. Это возможность испытать удивительные ощущения, почувствовать яркие эмоции и встретиться с дорогими людьми. К счастью, мы знаем, как выбрать игру на тот или иной случай.

К счастью, теперь ты тоже это знаешь!

как выбрать настольную игру

Если, вдруг, вы думаете о том, какую настольную игру выбрать на Новый год, у нас для вас есть еще одна полезная статья — Настольные игры на Новый год по версии «Час Хобби». В ней мы сделали подборку лучших, по нашему мнению, настольных игр для разных компаний.

Вам могут понравиться

нет комментариев

Оставить комментарий