Обзоры

«Мортум. Средневековый детектив». Обзор

мортум

Автор: Максим Яранцев

В статье автор обозревает детективную настольную игру «Мортум. Средневековый детектив» и делится личным мнением о настолке.

1403 год. Вы сотрудник секретной «Организации» и члены группы «Омега». Вам поставлена задача расследовать исчезновение агентурной группы, с которой недавно была потеряна связь. Группа занималась исследованием необычных событий в затерянной деревушке под названием Подгнилица.

«Мортум. Средневековый детектив» основан на отечественной настольной ролевой игре «Новая эра». Ребята занимаются разработкой НРИ уже больше 5 лет. Прочитать про НРИ можно в группе в ВКонтакте НРИ Новая эра. Мортум. А также в статье 2019 на сайте «Мира Фантастики» — Авторы отечественной ролевой игры «Новая Эра» — о вдохновении, разработке и степени готовности.

Внимание! На фото представленных в статье могут быть спойлеры!

Об игре

«Мортум. Средневековый детектив» — это дедуктивная приключенческая настольная игра, в которую интересно играть любым составом и даже одному!

Игра вышла в 2021 году. Что особенно приятно, разработчиками являются очень знакомые и любимые в кругу настольщиков отечественные компании Jet Games Studio и «Лавка игр».

«Мотум» рассчитан 1-5 игроков, но как уже было сказано ранее, играть можно любым составом. Длительность одной партии от 1 до 4 часов в зависимости от сценария. По данным BGG уровень сложности игры чуть ниже среднего — 2.57 из 5. Если сравнивать с другими детективами, то «Мортум» немного проще настольных игр «EXIT: Квест. Убийство в восточном экспрессе» (2.71), «Детектив. Игра о современном расследовании» (2.74) и «Шерлок Холмс, детектив-консультант. Убийства на Темзе и другие расследования» (2.67).

На момент написания статьи игра занимает 5.868 место на BGG и 469 на «Тесере». И поверьте мне, это не тот случай когда надо смотреть на место в ТОПе.

Комплектация

Когда вы впервые поднимаете крышку коробки и видите ее содержимое, возникает немой вопрос: «И это все?». Дело в том, что под крышкой вас ждет три коробки поменьше, плашка с жетонами и … все. Да, все! Больше ничего нет.

мортум

В каждой из коробок очень плотно лежит колода карт собранная по принципу легаси-колод в настольных играх «Пандемия: Наследие». То есть все карты разложены по порядку, просматривать карты колоды в разнобой нельзя, тасовать запрещается. В любой момент игры можно читать только верхнюю карту колоды и только с лицевой стороны. Перевернуть можно только когда игра предлагает вам это сделать.

мортум

С обратной стороны колоды находится карта напоминающая игрокам, что колоду переворачивать нельзя.

Жетоны ограничивают возможности группы. Количество жетонов соответствует количеству попыток совершить обыск, слежку и налет. А также формируют запас монет группы и отражают полученный урон.

мортум

Но не только компонентами примечательна эта игра. В этой настольной игре нет привычных для многих игр буклета правил.

Правила

Правила представляют собой небольшой справочник на листе формата А5. Приветственное слово и часто возникающие вопросы — вот и все правила. Это одновременно странно и очень круто. Потому что к своей первой партии можно приступить моментально без утомительного изучения правил.

Все правила объяснят в рамках первого сценария и в них легко разобраться на ходу. Все невероятно просто и интуитивно понятно.

Игровой процесс

Вся игра разделена на сценарии, которые соединены между собой единым сюжетом. Всего в «Мортуме» три сценария — «Информатор», «Странное место» и «Встреча». Первый сценарий — «Информатор», обучающий. Он не займет много времени для прохождения. «Информатор» нужен для введения в мир «Мортума» и знакомства с игровыми механиками.

Подготовка к игре

Сразу же после прочтения первой карты первого сценария игроки узнают цель игры — разобраться что произошло с агентурной группой.

После этого игроки создают свою команду персонажей, набирают соответствующий набор жетонов, собирают из двух карт шкалу времени и выкладываю на нее жетон времени.

Далее из общей колоды отделяются три колоды поменьше и выкладываются отдельно — обыск, слежка, налет. С помощью жетонов полученных в начале, игроки смогут потянуть карты из соответствующих колод и, например, обыскать объект, проследить за кем-нибудь или чем-нибудь и даже совершить нападение!

Игрокам на каждый сценарий отводится определенное количество игровых дней. Каждое событие в игре двигает жетон времени на различное количество часов. А еще игрокам требуется время на еду и отдых. Поэтому побывать во всех местах и поговорить с каждым встречным не получится. Банально не хватит игрового времени.

мортум

В процессе продвижения по игре вы выкладываете на стол карты с элементами игрового поля. Таким образом постепенно приоткрывая «туман войны».

мортум

При это карты, из которых состоит игровое поле, двусторонние. На обратной стороне каждой карты тоже самое поле, но уже с новыми локациями.

Подсчет «победных очков»

По истечении игрового времени, выделенного на сценарий, вы отвечаете на несколько вопросов касательно событий партии. После чего каждому из ваших ответов присваиваются баллы. Набрав достаточное количество баллов игра предложить перейти к следующему сценарию. Если баллов будет недостаточно — сценарий придется пройти заново.

мортум

Успешно пройдя первый сценарий не спешите убирать со стола компоненты, некоторые из них понадобятся в последующих сценариях — карты персонажей, монеты в запасе группы, карты со шкалой времени и карты с ключевыми словами, если вы их получили во время прохождения сценария.

Первый сценарий проходится буквально за один час реального времени. На второй и третий сценарии уйдет примерно по 3-4 часа в зависимости от ваших рассуждений и обсуждений с другими игроками.

Дополнение «Убежище»

Сразу стоит обратить внимание на то, что для игры в дополнение не нужна базовая игра. При этом в «Убежище» можно играть как в продолжение событий основной игры, так и совершенно не зная сюжета «Мортума». Однако изменения коснутся исключительно начальных условий, да и те будут символическими.

мортум

Комплектация ничем не отличается от базы — жетоны и колода карт. Прохождение сценария займет 3-4 часа реального времени. В отличии от сценариев базы в дополнении только по истечении некоторого времени игрокам расскажут сколько у них игровых часов на решение проблемы.

Мнение

На момент написания статьи «Мортум» — это второй настольный детектив в который я играл. И я в восторге от «Мортума»! На первый взгляд на протяжении всей партии ты сидишь и просто читаешь карты. Но, во-первых, игра увлекает своей захватывающей историей, а во-вторых возможностью развивать историю именно так, как ты считаешь нужным.

Сравнение сценариев

Если все сценарии сравнивать между собой, то лучшим, по моему субъективному мнению, является «Странное место» (второй сценарий). Он одновременно рассказал очень интересную историю и заставил поразмыслить над зацепками. Третий сценарий, «Встреча», после второго показался не таким интересным и даже каким-то не детективным. В свою очередь дополнительный сценарий «Убежище» — это наоборот самый классический детектив, который к сожалению показался нам каким-то урезанным.

мортум

Что касается первого сценария «Информатор» — он не плох, но сравнивать это с другими сценариями нельзя потому что он обучающий. «Информатор» — интересный, быстрый и отлично справляется со свой задачей — побудить интерес у игроков к прохождению последующих сценариев.

Достоинства и недостатки

Особенно понравилось в игре то, что в каждом последующем сценарии появляются новые механики, которые приятно удивляют! Появление новых механик и развитие истории только подогревает интерес к игре и вызывает желание как можно быстрее приступить к следующему сценарию. Кроме этого, сценарии связаны не только общим сюжетом, но и переходящими предметами («ключевые слова»), которые значительно могут изменить ход истории в последующих сценариях.

Но, к сожалению, этого нельзя сказать о дополнении «Убежище». Сценарий дополнения не привносит в игру ничего нового, так еще и возможности игроков сокращаются. А также завязка дополнения с первых же минут напоминает сюжет одной очень известной книги Агаты Кристи.

Как у любого другого настольного детектива, в «Мортуме» есть очевидный минус — игра одноразовая. Конечно может получиться так, что вы не наберете достаточного количества баллов для прохождения к следующему сценарию и будете проходить сценарий повторно. Что растянет ваше удовольствие от игры. Но повторное прохождение сценария, даже в подобной вынужденной ситуации, уже не так впечатляет. Казалось бы карт много и можно пойти разными путями. Но опыт прошлых партий уже раскрыл часть сюжета и, естественно, игроки будут исследовать другие места в которых ранее не были. А отвечать на вопросы по окончанию сюжета уже будут исходя из своих знаний после двух партий. Что не очень честно, да и не особо интересно. Поэтому повторное прохождение больше похоже на забег по поиску зацепок и улик, а не на вдумчивое прохождение с анализом ситуаций.

мортум

Не смотря на то, что игра одноразовая, а дополнение слабое, «Мортум» стоит того что бы провести несколько вечеров в команде средневековых детективов распутывая клубок загадок, тайн и заговоров. В конце концов интересно же чем закончится история именно твоей группы «Омега»!


Вам нравятся настольные игры погружающие в атмосферу тайн, загадок и заговоров? Тогда советуем прочитать наш обзор на настольную игру «Особняки безумия».

Вам могут понравиться

2 комментария

  • Ответить
    Владимир
    23.08.2023 в 04:38

    Интересно, что яндекс решил поставить ваш обзор одной из первых ссылок, при поиску мортума

  • Ответить
    Максим Яранцев
    23.08.2023 в 11:06

    Наверно хорошая СЕО оптимизация…

  • Оставить комментарий