Советы по игре

Когда тебя бомбит или анализ «Математики Марса»

покорение марса обзор

Авторы: Матвей Мишин, Максим Яранцев

В статье представлен анализ статьи «Математика Марса», посвященной разбору настольной игры «Покорение Марса», с комментариями по каждому пункту.

Недавно мы с друзьями прочитали одну довольно интересную статью по настольной игре «Покорение Марса» — «Математика Марса: гайд по Покорению Марса». Тут первоисточник, а здесь перевод данной статьи. Ниже наши мысли по поводу данной статьи. Если вы не читали статью «Математика Марса», смысла в прочтении нашей статьи нет.

Для начала, хотелось бы похвалить и поблагодарить автора за титанический труд! По объему и наполнению статьи очевидно, что работы было проделано очень много! Заранее извиняемся перед автором. Возможно что-то было понято не так, как задумывалось, связано это с не корректным переводом. Ну а теперь к сути.

Несмотря на превосходную работу, выполненную автором статьи, к сожалению, данный труд бесполезен. В подобном нельзя быть голословным, поэтому ниже представлены аргументы, с полным анализом материала статьи.

Эффективность карт

Стандартные карты

Автор проанализировал карты базовой игры и вывел среднюю стоимость ресурсов в игре. Естественно, когда продумывался «движок» игры, была создана базовая стоимость ресурсов, от которой создатели отталкивались. В этом же разделе он указал, что цена розыгрыша карт может быть вычислена сложением того, что приносит карта по таблице, при учете двух поправок. Собственно, нас фраза «…сложением того, что приносит карта…» уже насторожила. Согласны, базовую стоимость карты вычислить можно, но реальный эффект от карты и соответственно связь эффективности и стоимости можно определить только в конце игры при подсчете победных очков. И то, это будет крайне сложной (если вообще возможной) и бесполезной задачей.

Карты Эпохи Корпораций

Речь идет о стоимости меток и о колебаниях стоимости карт дополнения «Эпохи Корпораций» по причине … да без причины, разработчики так решили. На наш взгляд, ценность метки определить тоже крайне сложно по ряду причин:

  • невозможности розыгрыша некоторых карт из-за условий наличия меток;
  • возможности получения достижений, наград благодаря меткам;
  • обесценивание ряда меток в зависимости от эпохи, объявленных наградах, достижениях и т.д.

Самодостаточность

Здесь автор статьи указывает, что соотношение стоимости все же не стопроцентное. А если к этому прибавить специализацию корпорации? Окажется, что стоимость уже совершенно другая. А так как нет смысла играть стандартными корпорациями, то данный расчет будет не справедлив для многих корпораций. 

Стоимость растения вообще не стабильная вещь. Если растения превращаются в жетон озеленения при уровне кислорода ниже максимальной отметки, оно может принести два очка победы. А если поставить возле своего города, то три очка. А если этот лес позволит взять достижение «садовод», то еще пять. А если еще и возле океана или на место где ты получишь ресурсы/карты проектов. Поэтому все настолько ситуативно, что рассуждать о соразмерности стоимости бесполезная затея.

Так же он употребляет термин «бесполезная карта». Ну это, господа и дамы, глубочайшее заблуждение, в этой игре нет бесполезных карт! Все зависит от ситуации. Учитывая, что вы играете не вакууме, иногда необходимо выложить тайл, чтобы не дать победные очки другому игроку. Как в таком случае считать стоимость этой карты или стандартного проекта?

Предварительный анализ

Преимущество карт

Автор заявляет, что карты выгоднее чем стандартные проекты. Но на наш взгляд есть такие корпорации, как «Форсидская республика», «Эколайн» или «КредиКор», где играть через стандартные проекты довольно выгодно.

Как это все использовать?

В данном разделе автор утверждает, что для оценки карты необходимо провести некоторые расчеты. Оценить карту в момент ее розыгрыша по таблице, представленной автором в п.1 вполне возможно. Но правда, как он пишет, «…придется произвести некоторые вычисления». По нашему мнению, данные вычисления займут столько времени, что партия затянется на пару дней. А рядом с вами должна сидеть команда математиков. Все потому, что у тебя на руке куча карт, а нужно оценить все и учесть ситуацию на столе. При этом мы молчим о расчете стоимости карт на перспективу.

Автор не берет в расчет инфляцию игровых ресурсов. С каждой следующей эпохой для разных компаний тот или иной ресурс теряет свою стоимость. А к концу игры ресурсы стоят абсолютно ноль, так как важны только победные очки (конечно, если только на них не завязаны достижения).

Напомним, цель игры — набрать победных очков больше, чем остальные игроки. Поэтому эффективность карты зависит от ситуации на столе. Возможно, в данный момент выгодно разыграть «не эффективную», с точки зрения автора, карту убрав растения у соперника. А не повысить энергию за счет эффективной карты. Или, например, выложить город, чтобы «Форсидская республика» не застроила Марс соло обеспечив себе победу.

Стратегические советы по использованию карт

Вы не обязаны строить экономический движок

В данной игре невозможно выиграть, не построив экономический движок. Ваш экономический движок, в большинстве случаев, зависит от взятой корпорации и выданных десяти карт в начале игры. Честно говоря, складывается впечатление, что автор играл с абсолютными дилетантами. Мало того, что ваш экономический движок скорее всего повлияет на взятие достижений, так еще он позволит разыгрывать более дорогие карты в будущем. К концу игры для извлечения максимального результата вы будите разыгрывать «не эффективные карты», делать «не выгодные» стандартные проекты. В общем делать все чтобы выжать победные очки абсолютно из всего. А для этого нужно чтобы твоя экономика могла тебе это позволить. И, как ни странно, в этой части статьи автор наконец-то вспоминает, что ресурсы обесцениваются и важны только победные очки.

Нужно иметь необходимое количество денег/ресурсов для траты на хорошие карты, когда они к вам приходят

И для этого, на наш взгляд, нужна экономика. Автор же постулирует следующее — копите деньги, ждите полезные карты, не выкладывайтесь по полной на первой эпохе. Мы же считаем, что первый ход крайне важен. Он часто влияет на всю остальную игру. Автор заблуждается, когда говорит, что повышение производства на один мегакредит в начале игры, даст к концу десятой эпохи всего десять мегакредитов. А если вам на какой-нибудь четвертой эпохе на хватит как раз этих четырех мегакредитов что бы поднять производство мегакредитов на 10? Вы потеряете 10 мегакредитов на следующем ходу.

Руководствуясь логикой автора, вы в очень редких случаях будете повышать свое производство мегакредитов. Что приведет к стабильно низкому доходу и возможности розыгрыша только не дорогих карт и стандартных проектов. Ну и не стоит забывать про достижение «Банкир». Взяв дорогие карты, в надежде на долгосрочную перспективу, без экономики они просто осядут у вас на руках и в конце концов вы будете их продавать за один мегакредит стандартным проектом «Продажа патентов» или вообще не успеете их отыграть. При этом далеко не факт, что вам придет эффективная карта. А если взять во внимание, что все разыгранное вами ранее повлияет на эффективность карт в будущем, расчеты автора в п.1 обретают исключительно символический характер.

Как получить больше полезных карт?

Думайте об эндшпиле (финальной части игры). Конкретно, об источнике ПО

Цитата из статьи: «Однако, позже вы захотите конвертировать ваши МК по курсу 5МК=1 ПО». Согласны, захотите, по какому угодно курсу, лишь бы получить дополнительные победные очки. А откуда у вас мегакредиты если у вас нет экономики? Еще одна цитата: «Таким образом, если карта потенциально может дать вам конверсию максимально близкую к 5МК=1 ПО в эндшпиле (или плавно с течением хода игры), стоит ее оставить и/или сыграть». Постойте, вы ведь не можете знать наверняка какие будут приходить карты вам и вашим оппонентам, какая будет ситуации на столе и еще множество факторов. Все очень ситуативно.

Гибкость

Тут автор утверждает о гибкости стратегии, честно говоря, не понятно, о чем он ведет речь. Если, с его слов, экономический движок не нужен, тогда что такое стратегия в его понимании. Автор противоречит сам себе. Диверсификация (на случай не захода карт) предполагает наличие основной направленности экономики. Если вы играете с драфтом, как правило до вас нужные карты доходят. Конечно лучшие карты для вашей корпорации вам ни за что не передадут. Но что-то все же дойдет. Все стремятся отыгрывать от компании, так как компания дает не оспоримое преимущество в определенном направлении. Даже если отталкиваться от логики автора, максимально эффективными картами будут те карты, которые завязаны на особенности вашей корпорации (согласно таблице автора). В чем действительно заключается гибкость, так это в правильной оценке ситуации на столе. Включая оценку ресурсов игроков, доступных достижений и наград, карты Марса и т.д. Вот на что надо обратить внимание..

покорение марса обзор

Стратегические советы как не надо использовать карты

В данном разделе автор статьи обесценил все, что писал ранее. Если сложить все его «за исключением», «в зависимости», «при условии», произвести расчет эффективности карты в соотношении к ее стоимости в мегакредитах практически невозможно. В общем, здесь он пишет примерно следующее: «забейте на все сказанное выше и играйте от стола».

Дополнительные бонусы за повышение глобальных параметров (пр-во тепла, океан и повышение температуры)

Согласны с автором, что поставить океан на халяву, да, это круто, повысить температуру на халяву, да, неплохо. Правда фраза автора «…даже задумаетесь о продаже карт для получения бонусов вовремя», немного веселит. Конечно, вы задумаетесь, потому что играли не от стола и не от компании, а от эффективности карт.

Производство тепла на треке температуры может быть ловушкой

Зачем это писать. Игроки не будут повышать какое-либо производство, если это не выгодно им и даже если это на халяву. Например как повышение производства тепла на треке температуры.

Достижения и награды

Согласны с автором в значимости достижений и наград.

Бонусы океанов

Согласны. Все логично. Выкладывать тайлы рядом с океанами выгодно.

Очки за город

Цитата: «Выкладывание жетона озеленение рядом со своим городом – очень выгодный ход, который легко забыть»…»…легко забыть»…»…забыть». Что бл#ть? Как такое можно забыть? Цитата: «Начиная с мид-гейма, размещение города рядом с двумя жетонами озеленения всегда того стоит». Это всегда стоит того. Размещение города в принципе стоит того. Как правило к концу игры Марс застраивают лесом и удачно поставленный город невольно будет застроен.

Использование растений

Абсолютно согласны с автором. Растения надо сразу превращать в тайл леса, пока их не уничтожили.

покорение марса обзор

Общие мысли

Одно или два действия?

Абсолютно согласны с автором. В зависимости от ситуаций выгодно использовать одно действие.

Сколько будет идти игра?

Автор рассуждает о длительности игры. Количество эпох в партии — это еще один фактор в копилку дополнительных условий для определения эффективности карты. Их уже столько накопилось, что учесть их при расчёте не представляется возможным. Если вы внимательно читали статью, то заметили, что с каждой последующей главой к определению эффективности карты добавлялись разные условия. И снова мы возвращается к вопросу — какой смысл расчета базовой стоимости карты, если она не позволяет оценить эффективность карты? В этом же разделе автор поделился тем, как он любит строить движки даже для коротких партий в восемь поколений. Хотя до этого писал, что в этом нет необходимости.

покорение марса обзор

Корпорации

Оооо, это «очень интересный» раздел! Автор решил оценить эффективность корпорации, основываясь на ее базовой стоимость. Зачем все так усложнять?! Все корпорации играбельны, тем более, если вам пришли под нее карты. А вот в рассуждениях автора про «Форсидскую республику» с формулировками «…не существует очевидного способа удержать эту корпорацию от застраивания на поле Марса, пока остальные строят свои движки» мы узнали себя, до того момента пока не поняли, что тактику «Форсидской респулики», оказывается, можно легко сломать.

покорение марса обзор

Эффективность комбо и Научные метки

Эти главы мы объединили, так как все они про одно и тоже — эффективность использования конкретных карт. Считаем, что оценивать эти карты без привязки к текущей ситуации в игре невозможно. Если к концу игры у вас есть возможность взять хоть одно очко победы дорогостоящей картой или комбинацией карт, это необходимо делать, даже если это не эффективное действие с точки зрения автора статьи. Связано это с тем, что ценность денег с каждым раундом все больше и больше снижается и копить их совершенно нет никакого смысла.

Драфт карт

Текст в данном разделе не имеет никакого отношения в драфту карт. Автор в очередной раз рассуждает о полезности и бесполезности карт, касается вопроса вероятности прихода полезных карта (вообще что-то невероятное), а также анализирует некоторые карты, подобно тому, как он это делал в разделах 7.1-7.5.

Пример расчет по методике автора

В заключении мы бы хотели привести пример расчета эффективности случайной карты по методике автора. В качестве случайной карты выберем проект «Земледелие». Кстати, именно над этой картой раздумывает герой Мэтта Дэймона из фильма «Марсианин» на нашей титульной заставке к статье.

покорение марса обзор

Эффективность карты

Во-первых, оценим только эффективность карты:

  • покупка карты 3 МК;
  • стоимость розыгрыша карты 16 МК;
  • увеличение производства МК на два 10 МК;
  • увеличение производства растений на два 20 МК;
  • получение двух растений 4 МК;
  • два победных очка 10 МК;
  • поправка на требование по температуре -4 МК.

Таким образом, стоимость карты оценивается в 3+16=19 МК, свойства карты оцениваются в 10+20+4+10-4=40 МК, а ее эффективность 40-19=21 МК. Отлично, карта эффективна, надо играть. Но ведь данный результат не учитывает то, что происходит на поле. Поэтому, во-вторых…

Эффективность карты с учетом идеальной ситуации в игре

Во-вторых, оценим эффективность карты с учетом идеальной ситуации для игрока обладателя данной карты. Предположим, что два растения позволят выложить лес:

  • это уже принесет: +1 ПО (5 МК); а если выложим лес при не полном уровне кислорода: еще +1 ПО (5 МК) и +1 производство МК (5 МК);
  • лес возле своего города: +1 ПО (5 МК); а если возле еще двух своих городов: еще +2 ПО (10 МК);
  • лес даст возможность получить достижение «Садовод»: +5 ПО (25 МК);
  • лес рядом с океаном: 2 МК;
  • лес на гексе с территориальный бонус: 4 МК.

Таким образом, при стоимости карты в 19 МК, оценки ее свойств в 40 МК, полезности при выкладывании леса на карту Марса в 61 МК, эффективность 61+40-19=82 МК. В общем не карта, а находка! Надо покупать и играть. Однако, если такое и возможно, то только с полными дилетантами и в идеальном мире Покорения Марса. Поэтому, в-третьих…

Эффективность карты с учетом реальной ситуации в игре

В-третьих, оценим эффективность карты с учетом реальной ситуации в игре, когда карту возможно разыграть, т.е. при температуре +4 градуса Цельсия или выше. Как правило, глобальный параметр температура поднимается самым последним, и наверняка, до окончания игры останется повысить температуру пару раз, что, с высокой степенью вероятности, сделают в ту же эпоху, в которую вы разыграете карту «Земледелие». Таким образом, вы не получите совершенно никакого эффекта от производства мегакредитов и растение. Скорей всего, полученные два растения, что принесет карта, не позволят выставить лес, если вы в течение игры не занимались повышением производства растений или каким-то иным образом не собирали растения. А значит единственное полезное свойство карты — два победных очка (10 МК).

Таким образом, при стоимости карты в 19 МК, оценки ее свойств в 10 МК, эффективность 10-19=-9 МК. Отрицательная эффективность. Выходит, что карту играть не надо, она не эффективная.

Эффективность карты исходя из опыта

Что же говорит наш опыт и скажет любой игрок, сыгравший в «Покорение Марса» хотя бы несколько партий. А то, что покупка двух победных очков за какие-то 19 МК при избытке денег в конце игры это подарок судьбы, который может привести к победе. И для понимания этого не нужна никакая «Математика Марса».

покорение марса обзор

Вместо заключения

Уважаемые покорители Марса! Еще раз повторимся, автор безусловно молодец, он провел огромную работу, но, к сожалению, данная система не применима в игре. Мы считаем, что не стоит забивать себе голову подобными расчетами, игра «Покорение Марса» это крайне вариативная игра, где просчитать эффективность карты (тайла, корпорации и т.п.) невозможно. Играйте от ситуации на столе, от карт, которые приходят на руку, от действий игроков, от особенности своей корпорации. Применяя данную методику, увязанную на базовую стоимость ресурсов, оценка эффективности все равно будет крайне ограничена и не будет включать в себя все показатели. Ваши действия и разыгранные карты будут влиять на действия игроков вокруг. Вам не будут передавать во время драфта нужные вам карты, оставлять для вас хорошие места на карте Марса, а наоборот, будут уменьшать производство ресурсов, уничтожать растения и т.д. Все это нивелирует ваши расчеты эффективности карт.

Спасибо если осилили данный текст, это сугубо наше личное мнение, мы никого не хотели обидеть, просто эта статья нас бомбит.


Другие наши статьи по настольной игре «Покорение Марса» можно почитать по следующим ссылкам:

Вам могут понравиться

1 Comment

  • Ответить
    Евгений
    21.03.2020 в 23:33

    Интересно.

  • Оставить комментарий