Обзоры

Все дополнения к «Покорению Марса». Большой обзор

обзор покорение марса

Автор: Матвей Мишин

В статье представлен обзор всех дополнений к настольной игре «Покорение Марса» — «Эпоха корпораций», «Эллада и Элизий», «Проект Венера», «Пролог», «Колонии», «Кризис», с личным мнением по каждому дополнению.

В конце 2019 года вышло «последнее», пятое, дополнение к горячо полюбившейся нам настольной игре «Покорение Марса». Этой статьей мы хотим подвести итоги по всей серии дополнений.

Кратко об игре

Вышедшая в 2016 году настольная игра «Покорение Марса», сразу ворвалась во все ТОПы настольных игр. По состоянию на 14 апреля 2020 года в рейтинге BGG, она находится на 3 месте. А в рейтинге «Тесеры» на 9 месте. В России детище компании FryxGames локализовала компания LavkaGames.

Придуманная по мотивам вселенной автора марсианской трилогии Кима Стенли Робинсона («Красный Марс» (1992), «Зеленый Марс» (1993), «Голубой Марс» (1996)), игра представляет собой hand management с использованием механики set collection и полем hexagon grid. Вы выступаете в качестве руководителя крупной корпорации и при помощи различных проектов терраформируете Марс, поднимая на нем температуру, уровень кислорода, создавая океаны, строя города, высаживая леса и т.д.

Дополнение «Покорение Марса. Эпоха корпораций»

В 2016 году, одновременно с выходом базовой игры, в свет выходит дополнение «Эпоха Корпораций». И выходит она в той же самой коробке, что и база. На самом деле, базовая игра и дополнение «Эпоха корпораций» — это полная версия базовой игры. Игру без данного дополнения более чем ознакомительной не назовешь. Поэтому хочется поблагодарить авторов, что не стали нам продавать это дополнение отдельно, как это было, например с настольной игрой «Древний ужас» и дополнением «Забытые тайны».

Состав дополнения

Дополнение включает в себя:

  • 71 карту проектов;
  • 2 корпорации.

Проекты напрямую не участвуют в терраформировании, но делают корпорации сильнее, добавляя больше стратегических решений в игру.

Корпорации

Teractor — стартует с не малым количеством мегакредитов, но вот эффект, позволяющий разыграть карту с меткой Земли на 3 мегакредита меньше, откровенно слабый.

Saturn Systems — начинает с одним производством титана и неплохим количеством мегакредитов. Эффект корпорации позволяет повышать производство мегакредитов, всякий раз когда кто-либо разыгрывает карты с меткой Юпитера. Не плохая корпорация не смотря на то, что в колоде проектов не так много карт с метками Юпитера.

Мнение

Не смотря на то, что данное дополнение привносит в игру только карты проектов и пару корпораций, это замечательное дополнение! Оно улучшает, разнообразит и делает игру более вариативной. Хотелось бы сказать, что данное дополнение must have, но издатели уже это решили за нас.

Дополнение «Покорение Марса. Эллада и Элизий»

В 2017 году в свет выходит дополнение «Эллада и Элизий». Данное дополнение включает в себя только игровое поле. Двустороннее игровое поле! И это прекрасно.

обзор покорение марса

Наиграв приличное количество партий в базу, начинаешь понимать, какая из корпораций возьмет то или иное достижение. Например, корпорация «Фарсидская республика» заберет достижение «Мэр», а корпорация «Эколайн» заберет достижение «Садовод». И, к сожалению, с этим ничего не поделать. А 5 победных очков — это ощутимая прибавка к твоим победным очкам. Кроме этого, застройка на Марсе от партии к партии приходит к некому постоянному алгоритму. Как правило, она ведется ближе к центру. И многие игроки пользуются этим знанием, выстраивая города так, что бы вокруг них строили леса другие игроки. И вот в такой ситуации дополнение «Эллада и Элизий» помогает разнообразить игру.

обзор покорение марса
обзор покорение марса

Мнение

Не смотря на то, что дополнение включает в себя только двустороннее статичное игровое поле и никак не меняет ход игры, оно вносит новизну в затертый до дыр Марс. Помимо изменения ландшафта, на игровом поле полностью переработаны «Достижения» и «Награды» и на каждой стороне они разные. Новая карта Марса, новые достижения и награды делают игру менее очевидной.

Дополнение «Покорение Марса. Проект Венера»

В 2017 году, одновременно с выходом дополнения «Эллада и Элизий», выходит еще одно дополнение — «Проект Венера». Самое сомнительное дополнение.

обзор покорение марса

Состав дополнения

Небольшая коробка данного дополнения включает в себя:

  • 49 проектов;
  • 5 карт корпораций;
  • поле Венера;
  • новое достижение и новую награду.

Поле Венеры, новые достижение и награда

На данном поле вы найдете:

  • новый глобальный параметр – шкала Венеры; данный параметр является необязательным, но также поднимает ваш РТ при его движении;
  • новый стандартный проект – очистка воздуха за 15 мегакредитов;
  • 4 места под гексы городов.

Новые достижения и награды выкладываются на игровое поле и теперь у нас на выбор не по 5 достижений/наград, а по 6. При этом новые достижения и награды полностью ориентированные на дополнение «Проект Венера».

обзор покорение марса

Корпорации

Afrodite – начальный бонус виде одного дополнительного уровня производства растений и очень спорный эффект корпорации, предписывающий нам получить 2 мегакредита, когда кто-либо увеличивает шкалу Венеры. Т.е. за всю игру эффект корпорации принесет 30 мегакредитов и то только в том случае если шкала Венеры сдвинется на максимум. Слабо, очень слабо на фоне возможностей других корпораций, тем более корпораций из базы.

Celestic – имбалансная/читерная/поломанная не знаю какие еще эпитеты подойдут для описания этой корпорации. Здесь и начальный эффект, который предписывает взять из колоды 2 карты с метками (иконками) аэростатов, так еще и действие позволяющее добавить аэростат на любую карту (карту производящую аэростаты). Вы поймете, почему мы так негативно относимся к ней чуть ниже, при разборе ресурса «Аэростат».

Viror – в начальном бонусе вы получаете только мегакредиты, но у корпорации есть действие «Выполните действие синей карты, которую вы уже использовали в этом поколении». Отличная способность и при некоторых обстоятельствах становится супер эффективной (например если вам пришла «Железная дорога»), но все зависит от того какие синие карты вам придут.

Muning Star Inc. – очень слабый эффект корпорации. Единственное, что может, как то компенсировать слабый эффект, так это взятие карт проектов завязанных на аэростатах (взятие трех карт с меткой Венеры предписано начальным эффектом корпорации).

Manutech – начальный бонус виде одного дополнительного производства стали и слабый эффект корпорации. Эффект корпорации предписывает «Увеличивая производство любого ресурса, получите такой же ресурс за каждый шаг увеличения производства», т.е. за каждое увеличение уровня производства на одно деление вы получаете один ресурс. Данный эффект универсален и работает с любым ресурсом, будь то мегакредиты или титан.

обзор покорение марса

Что это за зверь — «Аэростат» и что с ним не так?

Все ресурсы и их основные возможности прописаны на планшете игрока. При этом «Проект Венера» не вносит изменения в планшет, но добавляет в игру новый ресурс — «Аэростат». В связи с чем, все манипуляции с данным ресурсом реализованы на картах проектов. Поэтому, «Аэростат» получился настолько универсальным и самодостаточным, что если вам пришли карты на его производство в промышленных масштабах, то вам уже все равно, что происходит на Марсе. В различных комбинациях синих карт проектов «Аэростат» можно обменять, на бактерии, энергию, дополнительные карты проектов, двигать шкалу Венеры, копить на картах для получения победных очков. А если вы добавите сюда синие карты из базы, то ваши возможности по использованию «Аэростатов» практически ни чем не ограничены.

Мнение

Проблема дополнения «Проект Венера» в том, что оно не вписалось в базу. Классический Марс не сочетается с «Проектом Венера», но «Проект Венера» сочетается с классическим Марсом. «Что за чушь они городят?» — спросите вы. Дело в том, что игроки, выбирающие корпорации из классического «Покорения Марса» используют проекты из базы и поле Марса, а игроки, играющие за корпорацию из «Проекта Венеры» или просто решившие двигаться через «Аэростаты», могут играть через все.

А выглядит это примерно так — игроку, играющему, например, через титан не нужны «Аэростаты», а игроку, играющему через «Аэростаты» нужен титан, чтобы обменять его на «Аэростаты». У игроков, играющих через Венеру, к сожалению, появляется больше возможностей, так как наравне со стандартными ресурсами классического Марса они могут использовать «Аэростаты». А также для «ВЕНЕРических» есть своя награда и достижение.

Если вы играете через драфт карт проектов, все еще сильней усугубляется. Каждый раз у вас возникает вопрос — передать карту с «Аэростатами» игроку, которому она нужна и взять подходящий вам проект или оставить у себя без надобности. Если все таки карты доходят до цели, то игрок «аэростатчик» глубоко уходит в себя и каждый ход, что-то там крутит, вертит, перекладывает, переводит одно в другое… Вообщем совершает огромное количество манипуляций и при этом практически не трогает карту Марса. И в конце игры при подсчете победных очков оказывается, что у него +100500 очков на картах с аэростатами, бактериями, животными и прочее. В противном случае, забирая нужные карты, вы оба сидите и курите бамбук, как говорится «не себе, не людям». Но, как правило, до «ВЕНЕРического» доходят все нужные карты. А если он играет за корпорации Celestic или Viror, с ним будет очень тяжело тягаться.

С полем Венеры тоже есть проблемы. В связи с тем, что шкала Венеры параметр не обязательный, через этот параметр никто и не играет, кроме тех корпораций, которые получают от него какой-то эффект.

В итоге, коробка с дополнением «Проект Венера» пылится у нас для коллекции на полке.     

Дополнение «Покорение Марса. Пролог»

В 2018 году на полках магазинов настольных игр появилось следующее дополнение к настольной игре «Покорение Марса» с названием «Пролог».

обзор покорение марса

Состав дополнения

Коробка по размерам еще меньше коробки «Проекта Венера» и включает в себя:

  • 35 карт пролога;
  • 5 карт корпораций;
  • 7 карт проектов.

Карты пролога

В первое поколение добавлена фаза пролога, когда игроки по очереди разыгрывают карты пролога. Данные карты дают различные существенные положительные эффекты. Например, такие как увеличение производства или получение ресурсов, выкладывание тайлов города или океана, повышение глобальных параметров. Перекосов между картами прологов в эффективности мы не заметили. Карты прологов хорошо сбалансированы между собой, разнообразны и можно подобрать бонусы, которые дополнят эффект/действие вашей корпорации.

Корпорации

Vitor – на фоне других корпораций начальный бонус и эффект корпорации выглядит слабо, так как сильно зависит от случая, а точнее от прихода нужных карт проектов.

Robinson Industries – в начальном бонусе только мегакредиты, а эффект корпорации заключается в действии по увеличению самого низкого производства на 1. Как правило, игроки концентрируются на максимизации одного или двух ресурсов, получение бонуса в 1 производство ресурса, который Вам не нужен для экономического движка, конечно приятно, но ощутимого позитивного эффекта не принесет.

Valley Trust – сильный начальный эффект в виде дополнительно разыгранной карты пролога может дать огромное преимущество перед соперниками на старте. Эффект корпорации направляет Вашу игру в русло научных проектов (проекты с меткой науки). В нашей компании играющие через научные проекты, неоднократно побеждали, набирая на картах большое количество очков. Но все будет зависеть от прихода нужных карт с метками науки и карт с метками энергии, так, как правило, карты науки зависят от энергии.

Cheung Shing Mars – сильный начальный бонус подарит Вам неплохую прибавку к доходу, а эффект корпорации позволит еще больше экономить на проектах с меткой строительства. Хороших и сильных карт с меткой строительства достаточно много, единственный минус на них большая конкуренция и они нужны всем.

Point Luna – начальный бонус в виде добычи 1 титана не самый сильный старт, но будет зависеть от прихода карт на дальнейшее увеличение производства титана и карт с меткой космоса. А вот эффект корпорации достаточно сильный, что позволит вам при работающим экономическом движке бесплатно перебирать колоду и разыгрывать карты.

Мнение

Положительные эффекты  карт пролога разгоняют экономику игроков еще на старте игры. А в сочетании с эффектами корпораций и карт проектов, можно в первый ход построить сильнейшую экономику или даже взять какое-либо достижение.

В целом, отличная задумка ускоряющая темп игры уже на первых ходах, но есть и минус. И минус этот в том, что пришедшие на руку карты пролога могут не сочетаться с эффектом/действием корпорации и картами проектов у вас на руках. Это приведет к сильному отставанию от более удачливых соперников. Конечно, такой вариант бывает крайне редко, так как на руку вы получает 2 корпорации и 4 карты пролога и из этого что-нибудь да можно выбрать.

Темп игры ускоряется, но вот количество поколений и общее время игры только увеличивается. Данный эффект связан с тем, что разыграв на старте сильные проекты и проекты которые могут каждый ход генерировать победные очки, у игроков теряется интерес к увеличению глобальных параметров стандартными проектами. Потому что все прекрасно понимают, что чем больше поколений — тем больше победных очков на картах проектов. А учитывая тот факт, что в игре много карт генерирующих победные очки, играть через карты-проекты становиться выгоднее, чем через стандартные проекты.

Дополнение «Покорение Марса. Колонии»

2018 год подарил нам еще одно дополнение к настольной игре «Покорение Марса» — «Колонии».

обзор покорение марса

Состав дополнения

Дополнение «Колонии» упаковали в такую же по размерам коробку, как и «Проект «Венера», внутри мы нашли:

  • 49 карт проектов;
  • 5 карт корпораций;
  • 11 жетонов колоний;
  • жетон торговых флотов;
  • 8 торговых флотов;
  • 8 маркеров колоний.

Колонии и флот

В игру добавили новый стандартный проект «Строительство колонии» и новое действие «Торговля с колонией». Зачем они нам? Для взаимодействия с колониями.

Во время подготовки к игре случайным образом выкладывают по одному жетону колонии за каждого игрока и дополнительно еще два жетона. На каждом жетоне изображена колония (это спутники и карликовые планеты), описаны бонус колонии и доход колонии. На крайнее левое положение трека торгового дохода колонии выкладывается белый маркер.

Разные колонии приносят разные ресурсы: сталь, титан, микробы, животные, аэростаты, карты проектов и т.д. Стоимость стандартного проекта «Строительство колонии» — 17 мегакредитов. Построив колонию вы помещаете свой маркер игрока (цветной кубик) на крайнее левое деления торгового дохода. Если там уже стоит маркер другого игрока, ваш маркер помещается на клетку справа от него. Белый маркер сдвигается на одно деление правее. На каждом жетоне колоний не может быть больше трех колоний игроков, а каждый игрок не может иметь больше одной колонии на каждом жетоне колонии.

Действием «Торговля с колонией» вы перемещаете фишку своего флота на жетон колонии и получаете торговый доход  по показателю белого маркера, а владельцы колоний получат бонус  этой колонии. После торговли с колонией белый маркер сдвигается на крайнее левое свободное деление.

На жетоне колонии может одновременно находится только один торговый флот. В фазе «Солнечной системе» происходит «Производство в колониях» — движение белого маркера на одно деление.

Корпорации

Stormcraft Incorporated – играет только с дополнением «Проект «Венера». В начальном бонусе только мегакредиты, а вот эффект корпорации очень сильный. Аэростаты и так зло! А тут им добавляется еще функция в виде обмена на тепло.

Arklight – начальный бонус с увеличенным на 2 пункта дохода поможет на раннем этапе. А эффект корпорации позволит скопить к концу игры некоторое количество победных очков, если вы играете через растения и животных. В целом сильная корпорация, особенно если вы играете через драфт, но все будет зависеть от прихода карт проектов с нужными метками.

Polyphemos – сильнейший начальный бонус в 50 мегакредитов, увеличения производства мегакредитов на 5 и получение 5 титана. Но эффект корпорации увеличивает стоимость покупки проектов на руку до 5 мегакредитов. Начальный бонус нивелирует увеличенную стоимость проектов, даже если к концу партии вы купили 30+ проектов.

Aridor – играет только с дополнением «Колонии». Начальный бонус, помимо, мегакредитов, позволяет выложить дополнительный жетон колонии в дополнении к тем, которые уже были выложены на старте. Неплохой начальный эффект. Можно выбрать колонию под свою стратегию, что в дальнейшем при торговле с этой колонией будет приносить пользу. Эффект корпорации позволит быстро нарастить доход мегакредитов. Весь потенциал данной корпорации раскрывается в 2-3 поколении.

Poseidon — играет только с дополнением «Колонии». Начальный бонус позволит выложить колонию на любой жетон колонии. Не сказать что это сильно, но приятно. А вот эффект гораздо сильнее. Можно неплохо увеличить свое производство мегакредитов при строительстве колоний.

обзор покорение марса

Мнение

Новая механика на колониях интересна первые 2-3 игры, потом хочется вернуться к классическому Марсу. Все потому что «Строительство колоний» довольно дорогой стандартный проект и из-за этого весь потенциал колоний раскрывается ближе к концу партии. Данную проблему частично решает дополнение «Пролог», давая игрокам достаточно ресурсов в первых поколениях для освоения колоний. Но даже при этом, не покидает ощущение перегруженности игры. Возможно, сказывается большое количество наигранных партий в классику, как говорится «прикипели». В целом дополнение «Колонии» разнообразит игру и дает возможность корпорациям еще больше раскрыть свой потенциал.

Единственный негативный момент с которым могут столкнуться игроки, это не подходящие колонии. Бывает так, что бонусы ни одной из выложенных колоний не подходят вашему экономическому движку.

Дополнение «Покорение Марса. Кризис»

В 2019 году вышло «последнее» дополнение «Кризис».

обзор покорение марса

Состав

Коробка с такими же размерами как дополнения «Пролог» и «Колонии» содержит в себе:

  • 6 жетонов политики;
  • 16 карт проектов;
  • 5 карт корпораций;
  • 31 карта глобальных событий;
  • 14 нейтрлальных делегатов;
  • 35 делегатов (по 7 каждого цвета);
  • планшет Комитета по терраформированию;
  • планшет глобальных событий;
  • жетон достижения «Колонизатор».

Политика, глобальные события и пересмотр РТ

Правила в буклете написаны, мягко говоря, непонятно. Приходилось перечитывать снова и снова, чтобы детально разобраться. Основные действия дополнения «Кризис» разворачиваются на планшете Комитета по терраформированию и планшете глобальных событий, которые помещаются рядом с основным игровым полем. 

На поле Комитета по терраформированию изображено шесть трибун с местами лидеров партии и во главе всех партий место председателя. А также выделены места для жетона политики, запаса делегатов, запаса нейтральных делегатов и очередь с бесплатными делегатами.

Каждый игрок в свой ход может выполнить новое действие «Лоббировать». Этим действие он переносит одного делегата из бесплатной очереди или из запаса делегатов (но уже за 5 мегакредитов) на трибуну партии. Делать это можно неограниченное количество раз пока у вас не закончатся деньги или маркеры делегатов. Если у игрока на трибуне партии делегатов больше всех, он становится лидером партии. Если в партии больше делегатов (не важно чьи они), чем в любой другой, эта партия становится ведущей.

В фазу Солнечной системы добавлен шаг кризиса, в котором ведущая партия становится правящей. Лидер ведущей партии перемещается на место председателя комитета, а все делегаты партии, отправляются в запас и партия полностью пустеет. Вся эта политическая борьба затеяна ради бонусов, которые приносит партия, а также ради жетона политики. В шаг кризиса при смене правящей партии каждый игрок единовременно получает бонус правления (в основном это мегакредиты) за различные типы меток на ваших разыгранных картах проектов, например за метки науки или животных. У каждой партии свой бонус в соответствии с направленностью, например, партия «Зеленых» подарит вам один мегакредит за каждую метку леса, микроба и животного, а партия «Ученые» за каждую метку науки.

В фазу кризиса происходит смена жетона политики и он тоже у каждой партии свой. Жетон политики будет действовать, как минимум весь следующий ход пока другая партия не станет правящей. Эффекты жетонов политики тоже соответствуют тематики партии и действуют на всех игроков. Например, жетон политики партии «Марс вперед» добавляет эффект в игру «выкладывая жетон на Марс, получите 1 сталь», а у партии «Зеленых» — «выкладывая жетон озеленения, получите 4 мегакредита».

Вы спросите — «А где тут кризис?», а кризис формируется на планшете глобальных событий. Данный планшет разделен на три части: Будущее глобальное событие, приближающееся и текущее. Каждый ход выкладывается новое глобальное событие, текущее уходит в сброс, приближающееся становится текущим, а будущее становится приближающимся. Эффекты глобальных событий бывают положительные и отрицательные. Эффекты очень разнообразны, например, «получите 2 мегакредита за каждую свою метку космоса, увеличивая количество меток на уровень своего влияния» или «сбросьте 3 мегакредита за каждую свою метку здания, уменьшая количество меток на уровень своего влияния».

Влияние, которое может сгладить негативный эффект или увеличить положительный, определяется следующим образом:

  • +1 влияние за делегатов в ведущей партии;
  • +1 влияние за лидера в ведущей партии;
  • +1 влияние за председателя.

Таким образом вы можете сгладить или увеличить эффект максимум на 3.

На картах глобальных событий есть метки партий, в соответствии с которыми в партии выкладываются нейтральные делегаты, которые мешают получать нам влияние.

Самое главное нововведение дополнения «Кризис» это откат РТ на 1 каждое поколение. Это называется пересмотр РТ.

Корпорации

Septem Tribus – корпорация играет только в дополнении «Кризис». Начальный бонус дает нам метку, которая при выполнении действий может считаться любой меткой и мегакредиты. А вот эффект корпорации очень хорош. Суть в том, что уже на втором поколении разместить делегатов по всем партиям не составит никакого труда. Два делегата (за первые два поколения) достанутся бесплатно. А вот за остальных 4 придется раскошелиться на 20 мегакредитов. Но зато какой профит. Далее каждое поколение вы просто получаете 12 мегакредитов, а делегата ушедшего в запас из партии, которая стала правящей, заменяете бесплатным. И у вас получается двойная польза: во-первых, вы присутствует в каждой партии и имеете с этого какое-никакое политическое влияние, а во-вторых, стабильный доход в 12 мегакредитов.

Utopia invest – мегакредиты, 1 к производству стали и титана в начале, в завязке с эффектом корпорации, помогут построить экономический движок в первых поколениях. Не стесняйтесь обменивать производство на 4 ресурса, так как Вы экономите на времени. К концу игры производство ресурсов Вам не понадобится, а вот ресурсы всегда можно пристроить.

Terralabs research – 14 мегакредитов в начале и -1 РТ за спорный бонус покупки проектов на руку за 1 мегакредит. Проблема в том, что если Вам не зашли карты на увеличение дохода мегакредитов или иных ресурсов позволяющих разыгрывать Вам карты проектов, Ваша игра начнется к 3-4 поколению и то не факт. Чем заслужила эта корпорация таких лишений не совсем понятно, а учитывая, что каждое поколение РТ снижается на 1, можно всю партию просидеть с проектами, купленными за 1 мегакредит.  

Pristar – в начальном бонусе много мегакредитов, минус 2 РТ и 1 ПО за каждое сбережение на этой карте. Эффект корпорации как раз производит эти сбережения. Если Вы не получили РТ в этом поколении положите одно сбережение и получите 6 мегакредитов. Зацикливаться на эффекте корпорации не стоит, так как в «Кризисе» доходы постоянно падают из-за отката РТ.

Lakefront resort – в начальном бонусе только мегакредиты. Эффект корпорации принесет свою пользу, но в целом слабоват по сравнению с аналогичными эффектами других корпораций

Мнение

Дополнение «Кризис» себя целиком оправдывает. Действительно создается нехватка ресурса, постоянный откат РТ на 1 больно бьет по финансам, а глобальные события могут подкосить еще сильнее. И тут по идее игра на планшете Комитета по терраформированию должна вам помочь. Но на практике лишь оттягивает на себя ресурсы, а положительный эффект не соизмерим с тратами. Как следствие игроки делают свой выбор в пользу проектов. Но даже вложившись в делегатов, это не гарантирует вам получение нужного вам бонуса или жетона политики. Так как соперникам тоже бы хотелось получить нужный бонус или просто мешать вам. Кроме этого есть нейтральные делегаты, которые каждый ход выкладываются на разные партии. Теперь вам надо конкурироваться не только с соперниками, но и с игрой. Вот и получается, что все игроки не удел и вложенные мегакредиты не отбиваются.

С негативными эффектами проще, большая часть этих эффект вас как правило не затронет. Так как игроки строят экономические движки на определенных типах ресурсах, то у них соответственно накапливается карты проектов с определенным типом меток, а негативные эффекты глобальных событий в подавляющем большинстве рассчитаны на один тип меток и поэтому большинство негатива будет мимо.

Так же в игре находится сразу три глобальных события идущих друг за другом и вам не составит труда подготовится к ним. Но когда начинаешь считать потери от глобального события и соотносишь их с вложениями в делегатов, чтобы уменьшить негативный эффект глобального события, оказывается, что от события вы потеряете меньше, чем вам придется потратить на делегатов.

Кроме этого, у разных партий — разные бонусы и политика. Поэтому, как правило, вам нужны эффекты только одной партии. Но игра построена так, что заставляет вас вкладываться в партии эффекты которых вам не нужны.

В итоге получается следующее. Игроки используют планшет Комитета по терраформирования, не для получения положительных  эффектов, а для того чтобы не дать соперникам получить эти эффекты.

Комбинирование дополнений между собой

После многочисленных игр, мы для себя нашли наборы дополнений, которые лучше всего использовать вместе, а которые одновременно лучше вообще не раскладывать.

Отлично играются вместе

«Эллада и Элизий» и «Эпоха корпораций» замечательно комбинируются с любыми дополнениями в любом количестве.

«Пролог» и «Колонии». Отличное сочетание. Осваивать колонии не дешевое удовольствие и торговать с ними тоже стоит денег. В первые поколения это довольно сложная задача, тем более, когда надо строить экономический движок. Поэтому «Пролог» со своими сильными начальными бонусами включает дополнение «Колонии» в игру уже в первых поколениях, что позволяет игрокам использовать преимущества колоний на полную.

Скорей «да», чем «нет»

«Проект Венера» и «Пролог». Данная комбинация с одной стороны позволит уравнять шансы игроков играющих через классический Марс и через Венеру, потому что на старте у всех будет хорошая экономика. А с другой стороны может еще больше раскачать игроков играющих через Венеру, потому что «Пролог» затягивает игру, а это на руку «Аэростатчикам». Не однозначная комбинация. Комбинировать можно, но будьте готовы, что у некоторых игроков будет бомбить от того, что им не зашли карты и они остались далеко позади.

Воу-воу-воу…вы серьезно?!

«Проект Венера» и «Колонии». Два дополнения перегрузят игровое поле дополнительными механиками и разделит игроков на три лагеря: тех кто играют в «Колонии», тех кто играют в классический Марс, тех кто играют в «Проект Венера». Опять же, дополнение выгодно «Аэростатчикам»,  так как «Колонии» увеличивают продолжительность партии.

«Проект Венера» и «Кризис». И снова — два дополнения перегрузят игровое поле дополнительными механиками и ситуация будет такая же как с дополнением «Колонии» с одним нюансом – в «Кризис» играть не будут, только в базу и «Проект Венера».

«Пролог» и «Кризис». Суть «Кризиса» создать кризис, а сильные начальные эффекты карт «Пролога» сводят этот эффект на нет. Поэтому в игре от дополнения «Кризис» останется лишь уменьшение РТ на 1 каждую эпоху. А негативные и положительные эффекты карт глобальных событий не будут приносить ощутимой пользы по сравнению с картами проектов. Или у игроков будут сильные экономические движки, которые позволят все проблемы заливать мегакредитам, сталью, титаном и т.д.

«Колонии» и «Кризис». Это перебор. Мало того вам просто не будет хватать ресурсов на колонии, так еще на поле будет смотреть страшно. Парламент, колонии, глобальные события — переизбыток действий. За что хвататься?

Hard mode OFF

Обратите внимание, что мы даже не ведем речь о том, что бы включить в игру одновременно «Пролог», «Кризис», «Колонии» и «Проект Венера». Включение в игру даже трех из этих дополнений ужасно ее перегрузит.

Вместо заключения

Подводя итоги данного большого обзора, мы решили поставить каждому дополнению к «Покорению Марса» рейтинг, где 5 баллов — это отличное дополнение, а 0 баллов — это не удачное дополнение. И вот что у нас получилось:

  • Эллада и Элизий — 5 баллов;
  • Эпоха корпораций — 5 баллов;
  • Пролог — 4 балла;
  • Колонии — 3 балла;
  • Кризис — 1 балл;
  • Проект Венера — 1 балл.

А если вам интересно наше мнение, считаем, что самым лучшим дополнением к настольной игре «Покорение Марс» стала бы колода карт проектов и колода карт корпораций. Ну и возможно еще одно игровое поле.


Другие наши статьи по настольной игре «Покорение Марса» можно прочитать по следующим ссылкам:

Вам могут понравиться

9 комментариев

  • Ответить
    Kear
    16.04.2020 в 19:16

    Извините за мой французский, но ваш анализ говно.
    У нас наиграно около 300 партий, есть полноценная статистика на которую можно опираться.
    Мне банально лень расписывать все ваши косяки, напишу лишь основные.
    1) Венера — учитывая проекты из колоний и кризиса карты Венеры просто не выдерживают конкуренции, не имеет смысла накапливать там аэростаты либо повышать ими Венеру (раз за 2 хода).
    Итог Венера на данный момент в 80% захламляет руку и колоду.
    2) колонии имхо конечно лучшее дополнение, дающее рабочую механику отличную от того что есть.
    Никто запомните не может играть через колонии, каждый использует его скорее всего 1 раз когда он ходит первым. Колонии отбиваются очень быстро.
    Пример луна, 17мк постройка.
    2прирост + 2 МК каждое поколение(всегда кто-то полетит). Также раз в 5 поколений ты летишь первым, даже делая это за МК, ты получаешь +3мк.
    Итого за 4 поколения выходишь в +, дальше только профицит.
    Взять колонию с животными, если удастся слетать за 2+ особенно за энергию. Это обмен 3х энергии на 1 очко минимум.
    Если не умеете играть с колониями не надо писать о нем вообще.

    Кризис.
    Комитет. Кратко за 5мк на первых 2-3 ходах, при условии что ты ходишь первый ты получаешь 1 очко, не давая его противникам.

    Перегрузят игру и разделят?
    Ну может тогда в монополию играйте, там вроде неперегружено.
    Тем игра и стала разнообразнее что есть множество (ок, 3-4 выигрышных стратегии).
    А не как в классическом Марсе, выигрывает тот кто больше зелени высадит. Так как это даёт наибольший прирост очков (7.5 за очко , учитывая наличие города). + Не даёшь конкурентам жрать кислород.

    Итог. Статья написана совсем новичками, которые дай бог 20 партий сыграли.
    Прошу прощения но как проженного игрока подбомбило от таких анализов.

    Будут мысли пишите на в tg @kearby

  • Ответить
    Максим Яранцев
    17.04.2020 в 00:26

    Спасибо за ваш развернутый комментарий! Спорить мы с вами не будем, потому что у нас не анализ, как вы написали, а обзор. Это указано в названии статьи. А в первом абзаце есть уточнение, что это «обзор с личным мнением по каждому дополнению». У вас свое мнение, у нас свое. Кроме этого, мы не претендуем на истину в последней инстанции.

    Будем очень рады познакомиться с вашими работами по настольной игре «Покорение Марса» и возможно другим настольным играм. Не подскажите где мы можем их почитать/посмотреть?

  • Ответить
    Картофан
    17.04.2020 в 01:10

    KEAR, вот тебя бомбануло, а сам чушь написал, ты там с сам собой играешь, что у тебя все гладко так выходит)Я после слов “колонии отбиваются быстро” метнул корж на пол, быстро у него 4+ поколения. Чувак походу сам не шаришь. Спасибо за обзор, давно искал по всем допам. Но плане оценок я с авторами не согласен, “Пролог” и “Колонии” 5+ ИМХО. Кризис и Венера шлак.

  • Ответить
    Егор
    17.04.2020 в 01:36

    Автор, спасибо за статью! Приятно написан и структурирован текст, а также мнение вполне понятно. Продолжайте писать и вести блог. А если вам тут пишут, что вы «неправильно играете», то это как минимум смешно =)

  • Ответить
    Матвей Мишин
    17.04.2020 в 01:46

    KEAR Привет, спасибо за столь развернутый ответ. Давай по порядку.
    Мы наиграли больше 100 игр.
    По Венере, не соглашусь, так как генерация аэростатов на картах позволяет оптимизировать Вашу ресурсную базу. Вы можете обменять все на все транзитом через аэростат, соотвественно разыграть гораздо больше проектов. А если добавить сюда возможности “Колонии”, то аэростаты выигрывают просто потому что у них больше возможностей чем у других, а учитывая, что Марс это все таки про “вероятность”, тогда побеждают те у кого больше возможностей над проектами. Мне кажется сложно спорить с утверждением, что большую часть ПО Вы получаете именно с проектов.
    По “Колонии”, вы когда утверждаете, что всегда кто то полетит, или у Вы успеете построить там колонию, Вы серьезно? Вкусную Луну застроют игроки до Вас, как говорится “Кто успел…”, да и впринципе не всегда выходит Луна на стол.
    По стратегиям, выигрывают не стратегии, а набор проектов, который рандомно придет к Вам на руки, так как есть отдельные сильные, которые переаг.рить очень сложно по типу “Железной дороги”, которые просто сделают Вашу игру. А добавьте сюда поломанные корпорации. Вот, например, Фарсидская республика плюс Железная дорога и там хоть с бубном пляши ничего не поможет, разве что одна корпорация из Венеры.
    В итоге, играйте дальше, пишите статью, мне будет интересно прочитать Ваше мнение. Спасибо за комментарий.

  • Ответить
    Андрей XzRus
    18.04.2020 в 19:52

    Походу в каждой игровой ячейке все по разному)) С половиной не соглашусь) и очень жаль что вы не используете все допы этой замечательной игры))) Играю со всеми дополнениями и радуюсь))

  • Ответить
    rusa
    19.04.2020 в 07:32

    За мнение спасибо. Но ценность выводов после слабого Vitora стремится к нулю…

  • Ответить
    Мишин Матвей
    19.04.2020 в 19:20

    АНДРЕЙ XZRUS, мы использовали все допы и играли с ними много раз, просто нашли для себя самую удобную комбинацию. Я объяснил почему не все допы нам понравились, а все остальное это дело вкуса. Спасибо, что читате нас!

  • Ответить
    Мишин Матвей
    19.04.2020 в 19:24

    RUSA, согласен, что Vitor обладает довольно интересным эффектом, но неоднократно играя за него сталкивался с проблемой не прихода проектов с ПО. Проекты с ПО разбираются на драфте, как горячие пирожки и если в первых поколениях еще более менее, то вот во второй половине редко добираются до Vitora. Спасибо, что читаете нас!

  • Оставить комментарий