Обзоры

«Индустрия». Обзор

Автор: Алексей Ковалев

Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять.

Генри Форд

В статье представлен обзор настольной игры «Индустрия», описание правил и компонентов, геймплея, нюансов, а также личное мнение автора.

Введение

Во второй половине 2020 года я увидел анонс настольной игры «Индустрия» от Hobby World и нашего родного геймдизайнера Ивана Лашина, создателя очень популярной за рубежом «Корпорации Смартфон». Причем увидел в Инстаграме у зарубежного блоггера. Мне стало любопытно, как так вышло, что отечественная настолка сначала попала в Европу, а не к нам. Нам обещают аукцион, покупку предприятий и улучшение. Нам говорят о великолепном дизайне. Нас обнадеживают качественным карточным движком. «Наверное, она классная, хоть и не является моим любимым жанром», — подумал я. И при первой же возможности ее приобрел. Давайте разбираться, насколько верны выданные ей авансы.

Распаковка

Внутри коробки нас ждут по 5 стартовых карт предприятий и промышленников с уникальными свойствами, 36 игровых двухсторонних (базовых и модернизированных) карт предприятий, а также масса деревянных и картонных жетонов. Среди них личные маркированные аукционные диски (по 4 каждого цвета) и один дополнительный нейтральный, жетоны игроков, модернизации, угля, металла и нефти, двухкомпонентный счетчик раундов, множители, кубик, монеты. И, естественно, двуглавый орел — символ Российской империи. Ну и первого игрока тоже.

Карты с льняным тиснением, средней плотности, с выраженными скруглениями. Картонные жетоны толстые и прочные. К качеству этих компонентов претензий никаких нет. Деревянные же, наоборот, с заметными сколами и неровностями под краской. Конечно, на игровом процессе это не отражается, но настольные эстеты могут быть недовольны.

Основной компонент — карты предприятий — имеют не только две стороны, но и два разных эффекта. Вверху находится эффект компенсации. Он пригодится в первой фазе аукциона, когда игроки будут получать репарацию, то есть выплату за проигрыш. Нижний эффект — производство, разыгрывается во второй фазе. Его действие зависит от того, модернизирована или нет карта предприятия. На неулучшенных картах присутствует только один эффект — он обозначен цветным схематичным рисунком ресурсов и действий с ними. Под ним расположен другой, контурный, который позволяет понять, что конкретно будет доступно игроку после модернизации. Простая и понятная инфографика в действии.

Подготовка

Итак, перейдем к подготовке. Она проста и незатейлива. Случайным образом выдаем каждому игроку по одной карте промышленника и стартового предприятия, а также ресурсы, указанные сверху на последней из них. Участники выбирают цвет своего жетона и соответствующие диски аукциона. Оставшиеся карты и аксессуары убираем, в игре они не понадобятся.

Стартовые карты (сверху) и карты предприятий (снизу)

Двухсторонние карты предприятия раскладываем базовой стороной вверх, перемешиваем и выкладываем на стол 6/7/8 карт (в зависимости от числа игроков). Это аукционный ряд, за который вы будете вести борьбу в первой фазе раунда. Рядом с ним кладем счетчик, ставим в верхний паз жетон цифрой «1» внутрь. А сверху располагаем колоду предприятий. Выбираем первого игрока и вперед!

Игровой процесс

Игровой процесс «Индустрии» состоит из четырех раундов, каждый из которых разделен на две фазы — аукцион и производство. Последовательно проходя их, вы сначала будете приобретать предприятия или получать за них компенсацию, после чего добывать, перерабатывать или продавать ресурсы.

Аукцион

Аукцион — первая фаза и, забегая вперед, главная фишка «Индустрии». По очереди игроки выкладывают на карты из ряда предприятий по одному диску любого размера и достоинства. Это сделано специально для удобства подсчета и исключения ошибок. Игрок может положить диск на ту карту, на которой еще нет диска соответствующего цвета или номинала. Проще говоря, к одинаковому цвету и номеру нельзя. Когда диски на руках кончились, начинается подведение итогов.

Игрок с наивысшей ставкой забирает себе предприятие. Остальные участники, поставившие на ту же карту, получают компенсацию из верхней части, помноженную на номинал диска. Идентичный принцип применим и для компенсаторных эффектов переработки. Чем выше проигравший аукцион диск, тем мощнее репарация.

Производство

Вторая фаза раунда, являющаяся, по сути, построением и активацией карточного движка. По очереди или одновременно игроки применяют действия из нижних половин своих карт. Вариантов тут 4. Первый — добыча ресурсов. На картах она представлена обычным обозначением угля, металла, нефти или жетона модернизации. Второй — переработка. Это изображение перехода из одного ресурса в другой при помощи стрелки вправо. Третий — продажа. То же самое, только от ресурса к деньгам. И четвертый — модернизация. Она есть только на стартовой карте. Но это не значит, что ее можно выполнить однократно. Над стрелкой расположен знак бесконечности. Вывод: имеете требуемый запас ресурсов — улучшайте сколько влезет.

За фазу производства карта активируется только один раз, если не сказано обратное. Задействованное предприятие можно отложить в сторону, повернуть, съесть. Хотя вот этого как раз не надо делать, все же у нас не легаси. Действия на карте выполняются строго сверху вниз. Да, вы вольны пропустить одно из них. Но вернуться к нему в данную фазу уже не получится. Так что внимательно выбирайте последовательность, чтобы ничего не упустить и получить максимальную выгоду.

По окончании производства верните свои предприятия в исходное положение. Сверху колоды аукциона снимите одну карту и заново сформируйте аукционный ряд. Это действие позволяет игрокам не видеть его первую карту, дабы не иметь преимущества в начале фазы. Затем переведите трекер раундов на следующее деление и начинайте все сначала. В конце четвертого раунда подсчитайте деньги, они же победные очки. Если значения равны, побеждает владелец наибольшего числа карт. Если и тут одинаково — то владелец максимального числа ресурсов. Опять равенство? Не знаю… До такого даже создатели игры не дошли.

Нюансы и детали

При кажущейся легкости в процессе игры, «Индустрия» может похвастаться некоторыми важными аспектами, нечасто встречающимися в филлерах. Они призваны разнообразить игру и изменить подход. На них можно, даже нужно, обратить внимание. При этом такие нюансы не влияют технически на геймплей. Без некоторых можно обойтись, некоторые игнорировать. Но какой в этом смысл, если они делают настолку качественнее?

Компенсация

По сути, первая часть борьбы за победу начинается в фазе аукциона, хотя она и позволяет, казалось бы, только получить на руки карты, с которыми нам предстоит работать. На самом деле не меньшую, а зачастую и большую роль играет компенсация проигравшим. Механизм ее получения я уже описал, но что это дает? Дело в том, что в компенсацию входят не только ресурсы, но и их переработка. Ровно таким же образом, как и в фазе производства. Но! Не забывайте, что ваши аукционные диски при проигрыше начинают работать как множители, увеличивая эффект. Поставили диск с номером 3 и проиграли? Получите тройной бонус.

Двигаемся дальше. Получение компенсации идет по порядку карт слева направо. Это значит, что компенсация за первую карту может попасть к вам с самого начала распределения. И по ходу движения вы можете свежезаработанные ресурсы сразу же обменять, причем зачастую по крайне выгодному курсу «один к одному». Таких плюшек в фазе производства вы не увидите. А теперь представьте, что вам выпадает возможность за один уголь получить одну нефть. И так 2-3 раза. Очень неплохой улов. Такая механика насыщает аукцион событиями, не позволяющими понять, кто же в итоге получил больше.

Карты промышленников

Всего их пять, и каждая обладает уникальным свойством. Создатели рекомендуют не использовать их в первых партиях, чтобы у игроков была возможность детально разобраться в базовых механиках, не отвлекаясь на нюансы. Но мы не пошли этим путем и стали сразу отыгрывать предлагаемые роли. И это решение оказалось на удивление верным. Ведь промышленники в «Индустрии» как на подбор.

Например, Павел Михайлович Третьяков, меценат, коллекционер и бумажный магнат, по чьей милости мы имеем возможность посещать великолепное собрание искусства в музее его же имени (упс, надеюсь понятно, о чем речь), даст вам возможность увеличивать на «1» все эффекты компенсации. Варвара Алексеевна Морозова, благотворительница и предпринимательница (она единственная барышня в игре, не перепутаете), имеет возможность выкладывать аукционные жетоны на любое предприятие, игнорируя правила и условия.

Всем знакомый из уроков истории меценат Савва Иванович Мамонтов (немалых размеров мужчина в котелке) позволяет использовать жетон металла вместо жетона модернизации для улучшения предприятий. Николай Александрович Второв (статный мужчина в цилиндре и с трубкой), наверное, оправдывая прижизненное прозвище «русского Моргана», имеет дополнительный диск для аукциона. Тот самый неокрашенный и с цифрой «2». А печально известный князь Феликс Феликсович Юсупов (самый молодой из промышленников, и, да, это он стрелял в Распутина) за 2 жетона угля имеет возможность повторно сыграть карту предприятия.

Виртуальный игрок

«Индустрия» не предполагает сольный режим игры. Да и какое там одиночное прохождение — Это же аукцион! Накал страстей! Ставки! Азарт! Радость победы и горечь поражения! Шаблонно, скажете вы? Возможно, но эмоции все же присутствуют. К сожалению, даже партия на двоих не может гарантировать этих впечатлений. У вас по 4 диска, может быть у кого-то 5, если играть за Н.А. Второва. Вероятность частого пересечения на картах предприятий невысокая. Где же тут конфликт интересов? Как привнести его?

И тут появляется виртуальный игрок, он же агент. Одним лишь броском кубика вы добавляете катарсис! Ну а если серьезно, виртуальный игрок действительно может стать неслабым челленджем в противостоянии. Происходит все очень легко и быстро. В начале партии вы выбираете неиспользуемые диски аукциона. Во время первой фазы после ставок реальных участников выполняется бросок кубика. Выпавшая грань показывает, куда агент должен выложить свой диск по стандартным правилам. Если карта занята его же диском, он переходит к следующей. Если же на ней тот же номинал, то агентом выкладывается следующий по нарастающей. И так до конца аукциона.

настольная игра индустрия

На самом деле все просто, нужно только уловить смысл. Зато этот элемент добавляет случайность в партию. Ведь вы и в реальности не можете предугадать, какую ставку сделает ваш оппонент. Моделируя данную ситуацию, авторы усилили аукционный конфликт, тем самым заставляя вас идти на риск. Единственный минус данного режима — рандом. Не всегда на кубике выпадет нужная вам грань. И если просчитать действия другого игрока еще можно, то случайность такому не поддастся.

Производственная цепочка

Еще одна механика, призванная увеличить сложность игры. В стандартной версии карты предприятий, полученные на аукционе, игроки выкладывают перед собой и разыгрывают в фазе производства в произвольном порядке. Таким приемом вы запускаете движок, постепенно увеличивающий ваш пул ресурсов и, соответственно, прибыль. В зависимости от пришедших в каждом раунде новых карт вы вольны перепрограммировать его под новые условия. Но мы же хотим хардкора?!

И он есть у авторов. Называется производственная цепочка. Суть в том, что приобретенные карты предприятий выкладывают строго в начале или конце вашего ряда карт. Интегрировать новые в уже существующую цепь нельзя. И вы вынуждены не только продумывать свои действия во второй фазе для получения максимальных дивидендов, но и тщательнее подбирать желаемые карты из аукционного ряда. Один неверный маневр, и предприятие не будет приносить должную прибыль. А то и вовсе вы не получите ничего. А карта уже стоит в цепи и избавиться от нее нельзя.

настольная игра индустрия

На самом деле режим действительно хардкорный. Настолки на построение и программирование движка в принципе требуют акцентированного на расчет подхода. Все как в реальной жизни — знание рынка, производителей и потребителей может принести немалую прибыль. Но тут на пути очередной рандом, нещадно выкидывающий новую партию карт в аукционный ряд. Получается как вычисление вероятностей в уме. Вроде бы и возможно, но неверный вариант помножит ваше уравнение на ноль. В общем, ценителям математических моделей посвящается.

Игры разума

При всей простоте обучения, про «Индустрию» тоже можно сказать уже классическую фразу «easy lo learn — hard to master». Объясню, почему, на примере очень важной детали, которую заметили мои друзья-соавторы. В игре нет единой победной стратегии, «козырного» набора карт, джокеров в рукаве. Вы вынуждены работать с тем, что приходит вам на руку. Противник забрал нужную карту — смиритесь. Противник заставил взять предприятие вместо такой желанной компенсации — смиритесь. Но это не значит, что карта становится обузой. Нет, ее можно обратить в свою пользу. Особенно если вы играете в стандартном режиме и вольны активировать свой движок в любой последовательности. В конце концов, только вам решать, что стоит модернизации, а что нет. Какие ресурсы и на что обменять, что отложить на следующий раунд, а что потратить — всем этим управляете вы. Ситуации, в которых игрок выигрывает в последнем раунде — норма для «Индустрии».

настольная игра индустрия

Еще одна деталь, на которую не всегда обращают внимание. И очень зря. При хорошем раскладе и правильной отстройке движка ресурсы рекой могут поплыть к вам на руки. Казалось бы, все идет как надо. Но в конце вы проигрываете. Почему??? Можете расценивать дальнейшие слова как совет или подсказку, можете игнорировать. Тем не менее, не ударяйтесь в размножение ресурсов на своей части стола. Сбыть их возможно только через карты с эффектом продажи, количество которых тоже ограничено. Более того, частота конвертации ресурсов в деньги четко регламентирована инфографикой на картах. На кой вам 10 единиц нефти, если вы можете продать только две, пусть и втридорога. Помните, основная цель игры — заработок денег. Только они отождествляются с победными очками. Количество предприятий и ресурсов определяют победителя лишь при равенстве очков. Поэтому стремитесь соблюдать баланс и делать деньги, пока это возможно.

Впечатления

«Индустрия» — современный экономический «тяжелый» филлер с очень хорошо реализованной механикой аукциона. При этом весь процесс представляет собой построение игрового движка. Это, на самом деле, здорово. Достаточно интересная механика, которая встречается в более дорогих и весомых настолках, тут также выходит на первый план. А это означает, что за вполне подъемную сумму вы получаете хорошую возможность с удовольствием напрячь свой мозг.

Понравилось

В первую очередь импонирует время партии и даунтайм. Аукцион проходит достаточно бодро, без лишних провалов. При игре максимальным составом вы, конечно, можете потерять несколько минут. Но никто же не мешает в эти самые минуты просчитать свою следующую ставку. И, естественно, возможность одновременного отыгрыша фазы производства. Если вы доверяете своим оппонентам, вторая часть раунда может занять в два раза меньше времени. Естественно, это личный выбор каждого. Хотите за всех пересчитывать прибыль, значит в вас умер бухгалтер или финансист. Хотя, может в жизни вы и есть бухгалтер. Тогда это объяснимо.

настольная игра индустрия

Также хочется вспомнить про порог вхождения. Признаюсь честно, когда я впервые узнал про игру, мне она показалась крайне сложной. Но любопытство перевесило, коробка куплена и распакована. Даже первая партия была отыграна на стриме, почти не зная правил. И я вам скажу, что все очень легко и понятно. Нам с супругой потребовался один раунд (один!!!), чтобы все понять и пуститься во все тяжкие аукционно-производственного дела. Вы с легкостью можете подарить ее начинающим настольщикам, взять себе в коллекцию в качестве «a hard day’s boardgame». Порог вхождения тут минимальный.

А вот что достойно не просто упоминания, а восхищения, так это работа иллюстраторов. Великолепная акварель на каждой карте! Вот честно, мне сразу вспомнились работы наших лучших мастеров — Сурикова, Левитана, Серова, Бенуа. Да, иллюстрации больше напоминают так называемые ведуты — архитектурные зарисовки. Однако, они не менее прекрасны, чем классические пейзажи XIX века. И, будто усиливая эффект, на двухсторонних картах обычное и модернизированное предприятия настолько же отличаются визуально, как здания до и после реставрации. Мелочь, казалось бы, но визуальный эффект шикарный. Даже просто рассматривать эти картины приятно.

Не понравилось

Из явных минусов могу выделить два. Во-первых, это качество деревянных компонентов. Понятное дело, что маленькие жетоны тяжело поддаются шлифовке и обработке, но, в конце концов, что делать со сколами? Это дерево, скажете вы. Да, это дерево. И с ним тоже можно и нужно работать. Не скажу причину — материал, косяк производства, халатность — но факт неприятный. Безусловно, на процесс он не влияет никаким образом. И все же в настолке за почти 2 000 рублей не хотелось бы видеть такие огрехи.

настольная игра индустрия

Во-вторых, малое количество компонентов. Я говорю исключительно про сердце «Индустрии» — карты. Прошу прощения, мне их не хватает. Если рассматривать игру только как филлер, то этого числа вам хватит. Ведь раскладывать ее вы будете от силы пару раз в месяц. Не успеете заиграть и выучить все. А если вы хотите играть много и большой компанией, повторов не избежать. В комплекте 36 предприятий. С учетом того, что в фазе аукциона на четырех участников вы будете выкладывать в ряд 8 карт, получится общее число в 32 за всю партию9напомню, из 36). Не, ну вот честно, этого мало. Добавлю сюда только 5 персонажей. Как итог — реиграбельность падает. Я согласен, что комбинации карт могут отличаться от партии к партии. Так ведь и эффекты предприятий повторяются. В общем, хочется больше.

Вместо послесловия

Скажу честно — пока я готовил эту статью, успел наиграть порядка 10 партий разным составом. Мне хотелось попробовать все вариации, посмотреть карты, изучить комбинации. Так вот, на протяжении всего времени владения мое мнение колебалось между «это отличная настолка» и «вау, я в восторге». В ней нет провалов, откровенных ляпов и косяков. Это действительно достойная игра. Я почти уверен, что текущий рейтинг на BGG (а он, напомню, 7.7 — норма для новых настолок) вырастет, равно как и место в топе.

Но все же как ее оценить, чтобы всем было понятно? Я пришел к выводу, что все зависит от состава игроков. И на мой взгляд — трое тут оптимально. Причем именно трое живых людей, без агента в качестве добавки. Такой состав поможет максимально сбалансировано вести партию, держать требуемый уровень напряжения и оптимально подобрать работающий движок без риска утонуть в комбинациях. Именно в этом случае «Индустрия» будет до предела лаконична в механиках, принесет больше удовольствия. Это не значит, что при других составах станет хуже, нет. Просто риск что-то пропустить выше, отсюда и потенциальная недооценка.

Я очень прошу, не относитесь к «Индустрии» как к серьезной тематической игре. Она иная и преследует другие цели. И тем не менее, я советую вам ее попробовать. В качестве филлера, пускай и тяжеловесного, она просто бесподобна. Быстрая, умная, инновационная в каком-то смысле даже. В качестве гейтвея для желающих познакомиться с основами построения движка она тоже придется ко двору. Механики простые, процесс увлекательный. В качестве «a hard day’s boardgame», когда нет сил и возможностей на что-то большее? Хороший вариант!

Помните, выбор всегда за вами! И в настольном, и в реальном мире! А я пойду еще раз разложу «Индустрию» с друзьями. В конце концов, мы должны сделать лучшие мануфактуры Российской Империи!


Вам нравятся филлеры? Тогда я думаю вам будет интересна наша статья — Лучшие настольные игры по версии «Час Хобби». Филлеры.

Вам могут понравиться

нет комментариев

Оставить комментарий