Околонастолье

Не только Kickstarter, или как в России достать новую настольную игру

краудфандинг

Автор: Алексей Ковалев

В статье мнение автора о причинах отсутствия в России популярных в Европе и США настольных игр и рассуждения о том, могут ли стать панацеей краудфандинг и Kickstarter.

Люди и настолки

Мы все здесь любим настольные игры. Мы играем в них, коллекционируем, пишем про них, фотографируем, красим миниатюрки, распечатываем и вырезаем. Они стали частью нашей жизни. В чьей-то прописались надолго, заняв место на любимом диване, мешая спать и работать. У кого-то пока скромно стоят на пороге и робко теребят подол своей куртки-коробки. К кому-то они вваливаются в состоянии нетрезвого друга и заставляют посидеть с ним ещё. Хорошо хоть, что только на выходных и праздниках.

А кто-то положил свою жизнь на алтарь их создания и гордо именуется гейм-дизайнером. Некоторых этих людей мы даже знаем по имени и анфас. Но большинство остались в тени. В тени крупных и маститых издателей. В тени собственной бедности, отсутствия связей и ресурсов, поддержки «богатых родителей».

И тут появились они — краудфандинговые спасители простых гейм-дизайнеров. Они призвали людей самим голосовать за любимые игры. Поддерживать молодых, неопытных, но перспективных создателей деньгами из вашего кармана. Как бы даже не намекая, а говоря искренне и прямо — если они талантливы и трудолюбивы, то вы их возвысите сами. Даже последние исследования говорят, что раздел настольных игр на всемирно известной платформе Kickstarter является наиболее динамичным и объемным в финансовом плане.

Конечно, с момента создания подобных платформ прошло уже достаточно времени, чтобы отточить процесс, разработать стратегию и улучшить безопасность. Как для девелопера, так и для потребителя. А путь был действительно труден. Количество фальшивок, кустарных поделок и откровенного плагиата сначала зашкаливало. Прибавьте к этому мошенников всех мастей. Справились. Обуздали. Создали систему. Работает. Радуйтесь. Только вот лично мне не очень радостно.

При чем тут краудфандинг?

Когда я захожу на всемирно известный Kickstarter в раздел настольных игр, то в глазах начинает пестрить от количества и, слава Богу, качества продукции наших зарубежных друзей. И, как ребёнку в магазине игрушек, хочется взять всё и сразу. А потом уже разбираться, что, куда и как. Но суровый внутренний голос, как папа-работяга с маленькой зарплатой, говорит, что не получится купить. И не то что всё, а даже что-то одно.

И нет, папа этот не злой алкоголик, у которого все деньги ушли на суррогат и денатурат. Он добрый, он меня любит, просто знает, что ну никак. По крайней мере сейчас. У внутреннего ребёнка приходит первая стадия принятия неизбежного — отрицание. Потом, как все знают, гнев, торг, депрессия. И катарсисом принятие — не купить и не попробовать. Ребёнок начинает потихоньку, понемногу копить монетки в копилке, откладывать с завтраков, карманных, сданной в утиль стеклотары.

И приходит тот день, когда нужная сумма собрана, копилка разбита, мама даёт маленький кошелёчек, чтобы ничего не потерялось. Радость вновь торжествует, и мое внутреннее дитятко бежит в магазин, чтобы купить ту самую игрушку, поскорее раскрыть коробку, окунуться в дивный новый мир. Но в магазине скучающий и злой на весь мир продавец отстраненно говорит, что, мол, товар кончился, на складе нет и, конечно же больше не будет (у нас же трагедия, а не мылодрамма про Золушку).

Но есть новый, похожий, не совсем, конечно, но более-менее, тоже красивый, но иначе, не как у самых-самых ребят, но, в принципе, как бы сойдёт. И ещё множество междометий, вводных слов и никчёмных эпитетов. И ребёнок стоит перед выбором — взять этот, новый, который почти что, или, спрятав монетки обратно в кошелёчек, пойти домой, вытирая слёзы украдкой. А во дворе, увидев ТУ САМУЮ ИГРУ у соседского мальчика, который жадный, сварливый и ни за что не позовёт играть, пуще прежнего разрыдаться от досады.

Давайте реверснем чуток. Можно купить другую игрушку, которая как бы не то, но тоже очень даже ничего так. Придирчиво осмотреть со всех сторон, разобраться в деталях, понять, что это, возможно, даже больше, чем «ничего так». И войти в её мир. Не менее дивный и новый. И похвастаться перед друзьями, позвать их вместе осваивать её.

Дело в том, что история моего внутреннего ребёнка плохо соотносится с современной реальностью самого востребованного сервиса для краудфандинга. Тому есть масса причин, самая малая из которых сроки доставки. На первый же план выходит, как всегда, дороговизна настольного опиума для российского народа. И даже приблизительно отложенная сумма не всегда способна покрыть расходы на игру. А очень хочется. Тем более эксклюзив, в котором допчики будут только для поддержавших проект.

Конечно, в среднем кампания идёт от 20 до 30 дней, есть время подкопить. Но я могу вас добить. А про доставку в родные пенаты вы не забыли? А если игра весит под 10 кг? К примеру, многие настолки, заказываемые в Россию через платформу gamefound.com, обойдутся в 150$ за доставку. В общем, не всегда подъемно для бюджета среднестатистического настольщика.

Kickstarter по-русски

Тут, к счастью и сожалению одновременно, выходят на первый план отечественные издатели. Понятно, почему к счастью. Они берутся за новые проекты, локализуют, договариваются с разработчиками. Зачастую, хоть и не всегда, делают скидку. Также запускают кампании по предзаказу. В общем, стараются облегчить нам жизнь и подарить немного радости. А почему же к сожалению?

Да потому что это лишь капля в океане новой продукции. Потому что это всегда ограниченный тираж, и опять лотерея — успел или не успел. Потому что иногда наши издатели вынуждены бодаться с разработчиками или, так вернее, хозяевами авторских прав, из-за чего «новая» игра выходит на наш рынок спустя, в лучшем случае, год, а то и намного больше. Наглядный пример Aeons End, который Лавка игр локализует спустя 3 года с момента выхода.

При этом к нашим ребятам в этом случае не то что нет претензий, а наоборот, глубокое уважение и почёт. А сколько вариантов упущено? К тому же не всегда выходят дополнения и бонусы, и тем более не всегда продолжения (наши издатели тоже люди, им страшно вкладываться в потенциально неокупаемый проект). Да, если смотреть на топ-100 BGG, самый известный рейтинг настольных игр в мире, то большую его часть у нас всё же выпустили.

Вы можете резонно сказать, что этого надолго хватит, и 100 игр есть не в каждой коллекции. И я отвечу, что, во-первых, не все эти игры сейчас издаются и продаются, во-вторых, не каждому по душе и карману цены многих из них, ну и в-третьих, выпущены не все 100, а только часть, пускай и большая. А какое количество бриллиантов находится ниже сотой позиции? А про вкусы людей кто подумал? Ну не нравятся некоторым евро и амери. Им хочется простого качественного филлера без заморочек. Или семейного абстракта.

Так давайте все перейдём на отечественные площадки для краудфандинга? С ними такая же беда. Качественных проектов крайне мало. Специализированные сервисы, вроде Crowd Republic, держат не более четырех проектов одновременно. Про Планету я и вовсе молчу. Не потому, что сервис плохой, а потому что не собирают там средства на локализации. Проблема в том, что сделать кроссплатформенное финансирование крайне сложно, даже невозможно, из-за тех же авторских прав, отсутствия внятного понимания по успешности проекта и тиражу. Добавьте к этому факт того, что многие успешные компании, выходя на Kickstarter, уже имеют базовый объем выпуска игры. У нас такого пока что нет.

В какие настольные игры мы хотим играть?

Может, мы сами виноваты в том, что у нас такая ситуация? Да, я лично знаю, что сколько стоит, поэтому откладываю и коплю. Но вам не кажется, что позиция большинства членов нашего настольного сообщества в том, что мы берём только то, что дают. Не высказываем пожелания, не бомбардируем наших издателей предложениями. Мы сами не делаем того рынка, в который так любим играть на столе.

И я, конечно же, не призываю вас немедленно бежать и тратить доллары и евро на пресловутый Kickstarter. Тем более по нынешнему курсу. Да и языковой барьер никто не отменял. Я хочу понять, действительно ли мы сами виноваты в том, что по старой советской привычке берём наши суконные пОльта (орфография автора, он в курсе, что так нельзя писать) или в лучшем случае чехословацкую фирмУ. Конечно, тому, что есть, я тоже рад — сам покупаю, играю, пишу про это и стараюсь вербовать новых адептов.

краудфандинг

Но лично мне этого мало. Я вижу изобилие продукта, я вижу, как рынок предлагает новое, а люди сами за это голосуют. Я готов пойти на определённые жертвы ради того, чтобы отечественное сообщество настольщиков имело доступ к широкому спектру нашего любимого лакомства. Чтобы не только я один, но и все мы не были на месте того ребёнка, которому приходится выбирать из того, что осталось. Да, возможно для этого придется потратить свои кровью и потом заработанные деньги, податься в самопальный и кустарный перевод руководств и правил. Может, нам самим надо активно работать с отечественными издателями, показывая свою готовность вкладываться в проект, если они за него возьмутся. И ни в коем случае нельзя забывать про наших разработчиков, гейм-дизайнеров и просто неравнодушных людей, создающих отечественный контент.
А на что вы готовы ради любви к настольным играм?


P.S. Я сознательно в качестве иллюстративного материала привёл примеры текущих проектов с платформы Kickstarter, которые были профинансированы меньше чем за сутки с момента момента запуска. Что-то мне нравится, под чем-то я хочу подписаться сейчас же, и даже сделал это, что-то не вызывает никаких эмоций. Это просто информация к размышлению. Воспользоваться или нет, и как воспользоваться, решать только нам.

Вам могут понравиться

4 комментария

  • Ответить
    Евгений
    21.07.2020 в 22:42

    А разве нет проектов, где доставка в РФ стоит разумных денег?
    А еще вариант отправить форвардеру, а оттуда уже в РФ — не дешевле разве будет?

  • Ответить
    Алексей Ковалев
    22.07.2020 в 19:31

    Конечно же варианты есть: брать проект, который весит меньше, брать то, что не совсем хочется, пытаться в индивидуальном порядке договориться с издателем. В основном, цена доставки зависит от массы доставляемого товара. Чем больше, тем дороже. При работе наших издателей с иностранными цены снижаются из-за оптовой поставки и работы с собственными поставщиками и транспортными компаниями. Плюс зарубежные издатели в курсе ситуации в России, также как и прочие производители техники, электроники, товаров и прочего. Поэтому зачастую цены для нашего рынка меньше, чем при заказе из-за границы.

  • Ответить
    Александр
    18.02.2021 в 19:14

    Простите, а О ЧЁМ статья?

  • Оставить комментарий