Обзоры

«Анахронность». Обзор

анахронность

Автор: Алексей Банько

Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко…

В статье представлен обзор атмосферной настольной игры «Анахронность» про антиутопическое будущее с элементами путешествий во времени.

Я не большой любитель экономических стратегий с их однообразным перекладыванием фишек-ресурсов, постройкой производств и копошением у себя под носом в судорожной гонке за победными очками. С другой стороны – обожаю приключения, азартные авантюры, отличное оформление, сдобренное фантастическим содержимым и простые правила на фоне глубокой механики. Все это в удивительно гармоничном коктейле собрано в игре «Анахронность»! Эта игра вломилась в мой разум, нагло и бесцеремонно уселась на трон любимой «евро» и смела прочь все сомнения о своем статусе. Попробую рассказать вам: за что я её полюбил и, может, в вашем сердце найдется для нее уголок.

Коротко о главном

Игра представляет собой типичное «евро» в декорациях пост апокалипсиса с механикой «выставление рабочих».  Но не все так просто! Рабочие подразделяются на классы: инженеры, ученные, администраторы и гении. Долой унылое однообразие! Даже такое небольшое отличие добавляет значимости каждому рабочему и выполняемому действию (менеджмент рабочих).

В зависимости от профпригодности рабочие могут быть более эффективны в одних действиях и менее эффективны (или вообще отказаться от выполнения работы) в несвойственных для них областях. Инженеры не гнушаются тяжелого физического труда: бурят шахты, добывают ископаемые, строят заводы, экономя ресурсы, но совсем не сведущи в науке и в лабораторию им вход заказан. В противовес – ученные: единственные кто вхожи в лаборатории, проводят опыты по конвертации ресурсов, прекрасно добывают воду, но как «типичные ботаники» — не особо общительные: не любят марать руки тяжелым трудом и взаимодействовать с другими рабочими. Требуется поднять моральный дух нации, найти потенциального спасителя человечества, разглядев гения, среди выживших оборванцев в открытом мире — используем администраторов. Ну а гении – местные джокеры и способны работать за любого специалиста.

Такое разделение приводит к тому, что каждого своего рабочего начинаешь ценить как индивидуальность. Порой, некоторым хочется дать имена. Круто?!

Экзокостюмы

Но и тут еще не все! После глобальной катастрофы окружающий мир изменился и стал непригодным для вольготного обитания. Решить проблему должны специальные экзокостюмы, построенные для защиты пилота при выполнении самого широкого спектра опасных работ в агрессивной среде: от добычи природных ископаемых и строительства, до вербовки новых последователей вашей идеологии (найм рабочих).

анахронность

Таким образом получается механика «двойного выставления рабочих» — уникальная для этой игры. Сначала сажаем рабочего в специальный костюм, помещая жетоны в миниатюру, а потом выставляем подготовленный симбиоз на общее поле, выполняем действие и получаем условный доход (ресурс, здание, нового рабочего).

Основные ресурсы

Помимо рабочих распределять придется 6 видов ресурсов. Энергетические ядра – в основном используются для зарядки экзокостюмов. Минералы: уран, золото, титан и нейтроний – основные строительные материалы. Вода – основной ресурс и местный эквивалент денег, необходимый рабочим для утоления жажды (механика кормления рабочих), для производств и исследований. «Потому, что без воды: и ни туды, и ни сюды».

Игра очень жестко выдерживает дух антиутопии и пост апокалипсиса создавая дефицит ресурсов и побуждая игроков бороться за место под солнцем или у стен единственного крупного города – Столицы Мира.   

Игровое поле

Внешний мир – игровая карта общая для всех игроков. Именно тут наши рабочие в экзокостюмах будут проводить основные работы. Действия разделены на блоки по тематическим столбикам (справа налево): добыча ресурсов, большой центральный блок — действия Столицы Мира; сектор добычи воды и сектор торговли – у левого края. Действия Столицы подразделяются на: строительство, найм рабочих, научные исследования и действия Всемирного Совета. Первые три действия Столицы – типичные, а две верхние клетки – резерв, на случай если оппоненты перекроют основные клетки, просто стоить заветное действие будет дороже. Как говориться: «если очень хочется, то можно». Плюс: через Всемирный Совет (и только так) можно произвести переворот и сменить первого игрока. Это позволяет беспрепятственно первым занимать интересующие ячейки вначале новой эры и избегать конкуренции.

анахронность

Прямого конфликта и взаимодействия между игроками в игре нет, но конкуренция очень выражена. Не успел сходить в шахту и занять место добычи – остался без минералов, заняли все места в строительстве – не смог построить ключевой завод на своем планшете; зазевался и не успел забрать гения из рынка труда – он уже вкалывает на конкурентов и т.д. Особенно остро конкуренция чувствуется при игре втроем. Поле двустороннее: одна сторона на 2-3 игрока, вторая для 4-х. И именно на 3 игрока конкуренция самая плотная. Но и провалы игра прощает легко. Альтернативных способов получения победных очков (ПО) очень много и всегда можно выбрать другую стратегию прямо на ходу, если что-то пошло не так. В конце концов: не успел построить сейчас – можно вернуться из будущего и достроить позже…

Для строительства используются минералы: золото, титан, уран и нейтроний. Будущее должно быть прогрессивным, даже в пост апокалипсисе! Кому нужны пресловутая сталь и алюминий!? Под строительство отведен целый блок секторов в убежищах каждого игрока. Все постройки структурированы тематически и выделены по цвету: красные — личные лаборатории (для хитрой конвертации ресурсов), синие — системы жизнеобеспечения (производство воды), серые — заводы по производству и переработке ресурсов (похожи на лаборатории, но более банальны) и желтые — энергетика с машинами по перемещению во времени!  Таким образом игроки будут строить свой собственный движок, застраивая свой планшет.

анахронность

Ещё есть особые здания, занимающие 2 клетки строительства и не привязанные к конкретной категории – суперпроекты. Стоят дорого, требуют знания определенных областей науки, но дают очень много ПО в конце игры и открывают уникальные возможности в геймплее. Например: «Синтетические эндорфины» позволяют обладателю не получать отрицательные ПО за низкий моральный дух нации в конце игры и не терять работников, принуждая их к каторжному труду. Вот так можно построить общество благоденствия в духе компьютерной игры «We Happy Few». А всего таких суперпроектов 18 и каждую игру будут использоваться только 7 случайных! В совокупности с 60 карточками обычных построек и особыми свойствами карт лидеров – огромное разнообразие!!! 

Лидеры

Коль, было сказано о лидерах: в игре их тоже по 2 для каждой фракции. Различаются они по гендерному признаку и уникальным свойствам. И это, на мой взгляд, единственный недостаток игры. Банально хочется больше карточек лидеров, плюс: баланс некоторых способностей лидеров плохо отлажен. Одни способности используются каждую эру и приносят свои плоды регулярно, другие – ситуативные и могут толком «не выстрелить».

анахронность

Фракции

Локализованная базовая версия игры рассчитана на 1-4 игроков. На выбор есть 4 фракции-пути: Гармонии, Превосходства, Прогресса и Спасения. Планшеты Путей двусторонние: сторона «А» — общая для всех, сторона «В» — с ассиметричными свойствами и особенностями, характерными для каждой фракции. Например: Путь Превосходства – суровые милитаристы, выжившие на борту громадного линкора и превратившие его в свою плавучую базу. Испытывают дефицит в выработке пресной и чистой воды, но и не жалуются на судьбу, опираясь на военные уставы и суровую дисциплину: более экономно тратят воду на нужды экипажа (рабочих), уважают трудяг – инженеров, получают скидки на строительство в оборудованных отсеках линкора. В противовес им – интеллигенты и интеллектуалы Пути Превосходства: напыщенное общество, обитающее на парящих островах. Уважают науку и все, что с ней связано. Живут в золоте и пороках, сбрасывая мусор на землю с высоты. Взгляд, устремленный на горизонт прогресса, не замечающий грязи и проблем под ногами.

анахронность

Более подробно об истории этого игрового мира, идеологиях Путей, их истории, лидерах можно прочитать на оригинальном сайте игры или в переведенных статьях на портале «Тесера». Информации очень много, она проливает свет на многие аспекты игры, объясняет мелкие нюансы, на которые можно даже и не обратить внимания. Например: я и не замечал, что у Амены — одного из лидеров Пути Спасения,  высшей из Ходящих под Солнцем, на карточке лидера — биомеханический протез руки… А в художественных описаниях рассказывается: как и почему она потеряла свою руку, кто такие «Ходящие под Солнцем» и множество других ответов на очевидные и не очень вопросы.

Такой скрупулезный художественный подход к миру игры я встречал только в нескольких проектах ранее и в целом, такое не характерно для «евро». Меня поразила проработка мира игры и его рамки выходят гораздо дальше игрового стола, за которым происходит борьба идеологий, умов игроков. А какой крутой ролик на канале CrowdGames на YouTube посвящен этой игре!!!

Богатая история игрового мира

Чтобы картина в голове сложилась правильно, начнем сначала и совершим прыжок в прошлое. Катастрофа на Землю пришла внезапно: колоссальной энергии взрывная волна снесла с лица земли почти все человечество. Оставшиеся чудом в живых, горстки людей пытались выжить в изменившимся мире. Последствия катастрофы были глобальны, но разбираться в причинах было почти некому. Люди боролись за выживание как могли. Одним повезло находится на огромном военном линкоре вдали от эпицентра, другие ушли под землю, чтобы укрыться от неблагоприятных условий среды, третьи – нашли оазис с причудливыми растениями, ранее не встречавшимися на Земле, четвертые – построили летающие города в попытке стать «выше» всех проблем.

Вскоре люди начали находить необычный минерал, ранее неизвестный науке – нейтроний. Открытый элемент позволял манипулировать временем. Но вместо надежды на возрождение – человечество получило тревожную весть из будущего: о грядущем столкновении астероида с Землей и конце света. Таким образом: именно падение астероида в будущем принесло на Землю нейтроний и вызвало разлом во времени, через который на Землю в «прошлое» прорвалась смертоносная энергия, частицы того самого, доселе неизвестного нейтрония, споры диковинных растений.

Теперь, в суровом настоящем, спустя несколько поколений после катастрофы, нам предстоит возглавить один из ведущих идеологических путей и привести его к процветанию и определить новый Путь развития для всего человечества перед угрозой предстоящего падения метеорита…

Путешествия во времени

Да, в этой игре есть путешествия во времени, вам не показалось! Можно занимать необходимые ресурсы у самого себя в будущем или вернуться в прошлое и построить то, что не успел тогда! Для этого отдельно выстраивается цепь хронологии, на которой Вы будете перемещать свой маркер «временного фокуса» — точки, в которой находится текущий игрок в данный момент. Вам самим никуда не придется перемещаться, хотя, это было бы забавно… Не нужно пугаться, упрощенно такая механика напоминает банковские кредиты и возможность строить суперпроекты минувших эпох, к которым игроки не были готовы. Но, как и с долгами рано или поздно наступает момент расплаты…

анахронность

Махинации со временем просто так не проходят. Все в духе фильмов «Петля времени», «Назад в будущее» или «Эффект бабочки»: неоплаченный заем создает парадоксы во времени, парадоксы собираются в аномалии, аномалии приносят проблемы… Звучит как выстрел в голову, но без паники, сейчас все объясню.

Самый активный кредитор – игрок с наибольшем количеством займов в текущей эре (максимум — 2) бросает специальный кубик со штрафами, на котором есть варианты: пустая грань без последствий, большинство граней – с одним парадоксом, и одна грань для неудачников – с двумя парадоксами. Если игрок набирает критическое количество жетонов парадоксов (обычно — 3), они снимаются и в зоне строительства на планшете виновника появляется карточка временной аномалии, не позволяющая строить в данном месте и дающая отрицательные ПО в конце игры.

Убрать карточку аномалий можно, но это потребует траты ресурсов и рабочего. В такие моменты представляю картину: облаченный в противогаз и противохимический костюм человек уходит в последний путь в темную дымку, жертвуя собой. Ещё один рабочий, ставший безымянным героем…  

Структура игры

Теперь, когда разум готов к путешествиям во времени, суперпроектам можно поговорить об игровом цикле. Он разделен на эпохи (раунды), которые, в свою очередь, состоят из фаз. Сначала приходится попотеть для раскладки всех ресурсов на эпоху: заполнить рынок труда рабочими, шахту – минералами, открыть новые проекты сооружений и грядущий суперпроект. Довольно много «фидлинга» (перекладки компонентов игры), но за счет большого разнообразия карточек и случайной выкладке достигается огромное разнообразие игрового процесса.

Далее заряжаем экзокостюмы. Но и тут придется пошевелить извилинами и спланировать заранее количество вылазок в Столицу Мира, так ка может не хватить мест на карте мира или необходимых рабочих. За сэкономленные места подзарядки – собираем избыток ценной воды.

анахронность

Далее следует этап «разрывов во времени» и игроки в форме аукциона могут затребовать до 2-х любых ресурсов из будущего. Система аукциона нужна т.к. самый активный должник в конце эры будет кидать кубик штрафов, получая «жетоны парадоксов». Можно даже затребовать уже заряженный костюм в довесок к тем, что уже есть, рабочего или недостающие ресурсы. Потом, правда, придется отдавать, но за прыжки во времени тоже дают солидное количество победных очков.

Следующий этап самый большой и ответственный. В нем все игроки управляют своими рабочими, строят здания и суперпроекты, исследуют технологии, добывают ресурсы, нанимают и кормят рабочих.

анахронность

Завершающий этап – конец эры. Все рабочие и экзокостюмы возвращаются в убежище, бросается кубик временных штрафов, может произойти астероидный удар, проверяются условия окончания игры.

Игра построена по типичному художественному плану: завязка – кульминация (удар метеорита) – развязка. Удар метеорита добавляет новые одноразовые условия использования ячеек, закрывающихся после использования. Мир буквально разваливается, игроки в бешеной конкуренции пытаются собрать последние ПО и выполнить эвакуацию. Развязка быстрая и стремительная. В течении партии ощущения темпа игры меняется от размеренной борьбы за выживание и добычу ресурсов, к быстрому «хватаем что можем спасти»!

Правила

Вы их и так уже знаете, раз прочитали текст выше! Да, все так просто и понятно! Несмотря на то, что игра в огроменной коробке, а в разложенном виде занимает много места, выглядит монструозно, она как Салли из м/ф «Корпорация монстров»: большая и пушистая киса! Единственная (!) большая игра, где книгу правил читал единожды и возвращался к ней только ради справочника по Суперпроектам. Книгу правил от «Анахронности» могу порекомендовать почитать всем локализаторам как образец!

анахронность

Другая причина легкости игрового процесса – понятная инфографика. Уже после первого раунда игроки без посторонней помощи начинают читать язык игры. Сложности могут возникнуть только с упомянутыми Суперпроетами, т.к. их свойства уникальны и значительно отличаются от банальных свойств обычных зданий. Но это решается легко: зачитыванием вслух свойств суперпроекта при раскрытии в фазе подготовки.

Дополнения или скромно: «расширения»

Отдельно стоит упомянуть, что отечественная локализация включает в себя сразу 5 дополнений, скромно названных расширениями…

Экзокостюмы командеров

Вышеупомянутые фигурки экзокостюмов для рабочих. Косметическое дополнение, которое сразу бросается в глаза, когда видишь игру. Они огромные! Роботы из «Серпа» дышат этим в механический пупок. Качество отличное, но детализация средняя. Это не миниатюры от CMON или Awaking Realms, но со своей задачей справляются на «отлично», прекрасно визуализируя действия игроков.

анахронность

Хронобот

Местная автома для одиночной игры. Представляет собой алгоритмический планшет на кубиковом движке. Очень реалистично симулирует игру человека: занимает клетки на карте Столицы Мира, постоянно подрезая вкусные ресурсы, здания, суперпроекты. Высокий темп игры не даст продохнуть даже опытным игрокам.

Ещё «Анахронность» замечательно играется в одиночку на нескольких разных фракциях. Уровень разнообразия и асимметрии в игре такой, что просто отладить две разные системы и привести каждую к успеху и эвакуации – сама по себе задача непростая и интересная. В таком варианте можно добавлять нижеперечисленные дополнения выводя асимметрию на космический уровень! К сожалению «Хронобот» не умеет «играть» с дополнениями. Исправить ситуацию должен новый «Хроносус» из дополнения 2020 года Anachtony: Fractues of Time.  

Судный день

Расширение, позволяющее взять судьбу человечества в свои руки и либо отдалить роковой час падения метеорита, либо приблизить судный день. При этом привязка путей запрограммирована заранее: пути «Гармонии» и «Превосходства» пытаются отсрочит катастрофу, а «Спасение» и «Прогресс» пытаются предрешить начертанное.

анахронность

Первопроходцы новой земли

Приключенческое дополнение с квестами и пробросом кубиков. Появляется возможность вкладывать ресурсы в прокачку экзокостюмов, они также становятся разными у всех путей ещё больше увеличивая асимметрию. После подготовки костюмов можно направить пилота на легкое или сложное задание, в виде карточки с требованиями к уровню экзокостюма. В случае успеха – получаем солидную награду, провал – маленькое вознаграждение за попытку. Расширение очень азартное и станет отличной альтернативой банальной экономике.   

Стражи Всемирного Совета

Расширение, добавляющее в игру новый тип нейтральных экзокостюмов (5 миниатюр в комплекте), которых можно вербовать и использовать как дополнительное действие Столицы Мира. Получается своё личное действие и защита от конкурентов. Особенность в том, что найм такого робота стоит дополнительных средств и рабочего, которого теряется навсегда. «Еще один ушел…Совсем как Ахилес» — из м/ф «Геркулес».

Личное мнение

Анахронность стала для меня открытием 2020 года: такой сбалансированности я не видел в настольных играх ни до, ни после этого настольного чуда. Баланс выражается во всем: от уникального и продуманного художественного оформления до интересного и логически обоснованного игрового процесса, от соотношения цены и наполнения коробки, до скрупулезной проработки деталей и качественной отечественной локализации.

Игра удивляет своей продуманностью и атмосферой. Небольшие изменения в планшетах Путей создают уникальные по характеру развития стратегии. Подкреплять интерес новым вариантам развития будут карты лидеров с особыми способностями. Солидное разнообразие в игровой процесс вносят плашки сооружений и суперпроектов, позволяющих строить свой маленький экономический движок каждую партию. Игра постоянно толкает игроков развиваться, в условиях жесткой конкуренции и дефицита ресурсов. Умеренная кризисность, подкрепленная конкуренцией и экономической гонкой, создает идеальные условия и атмосферу. Появляется ощущение выживания в суровом пост апокалипсисе с дефицитом воды и ресурсов. А какие крутые тут используются капельки воды!

Игра отлично масштабируется в зависимости от количества игроков. Сохраняет все свойства при дуэльном противостоянии. В этой игре самый интересный соло-режим из всех, в которые я играл. Понятный, простой, разнообразный.

Огромная коробень под завязку набита компонентами. Я привык, что 50-70% коробок с настолками занимает воздух, поэтому, когда я впервые брал заветную коробочку в руки не ожидал, что коробка попытается утянуть меня вниз… Настоящий тяжеловес даже после сушки, т.е. выдавливания жетонов! Не такой как «Мрачная гавань» с её 10 кило бумаги и картона, но побеждает конкурентов с равнозначной коробкой на контрольном взвешивании легко. Внутри – целый клад для настольщика! Внизу коробки расположился поддон для миниатюр дополнения «Экзокостюмы коммандеров»: 30 детализированных фигурок с цветными подставами служат для обозначения действий в тяжелых условиях окружающего мира. Мнения касательно этих фигурок рознятся. Одни считают, что это «over price» — перебор. Другие (и я в их числе), что современные игры должны быть красивыми и приятными эстетическому взгляду. Кроме того, экзокостюмы помогают лучше ориентироваться в обстановке и придают значимости действиям игроков.

Все картонные компоненты детально проработаны: планшеты и карта мира — двусторонние для обеспечения разнообразия и масштабируемости. Даже односторонние поля из дополнений сзади художественно оформлены. Когда видишь компоненты игры, голову не покидает мысль: «люди заморочились»! 

Жетончики ресурсов толстые, вырубка качественная. Все печатные компоненты с текстурой под лен. Кубы глянцевые, тяжелые. В общем: все дорого и богато! Отдельное уважение светлому оформлению компонентов и коробки: благодаря такому ребра коробки, карт, планшетов сильно не затираются, время и множество партий значительно медленнее берут свое. Единственное, чего сильно не хватает этой игре кроме большего количества карт лидеров, свежего дополнения – органайзера. Компонентов действительно много, а органайзера под все это добро нет.

Дорого, богато, а сколько это стоит!? Рекомендованная розничная цена на момент написания статьи – 4990 р. Мне игра досталась со значительной скидкой за 3300 р. и за эти деньги я не могу представить, что можно получить более богатое и качественное наполнение.

Если вы любите фантастику, хорошие атмосферные игры при разумной стоимости получаемого продукта – крайне рекомендую.    

Напоследок немного сухих цифр: размеры коробки локализованной игры: 29,5 х 42,0 х 10,0 см. Размеры карт: 7,0 х 10,1 см. (12 карт), 5,9 х 9,1 см. (57 больших карт, используемых в дополнениях), 4,4 х 6,7 см. (50 малых карт). 30 высоко детализированных пластиковых фигурок высотой до 6,5 см. с цветными подставками. 18 картонных плашек суперпроектов: 4,5 х 7,8 см., 60 картонных плашек заводов (по 15 каждого типа) 3,9 х 4,5 см. + 12 таких же плашек аномалий. 

P.S. Отдельный низкий полон и уважение компании Crowd Games, локализовавшей игру, за ультимативное издание вместе со всеми известными (на 2017 год) дополнениями в одной коробке. В современном настольном мире очень четко стала прослеживаться нездоровая тенденция разработчиков «пилить» игры и выпускать часть контента в виде отдельных дополнений ради наживы. Кроме того, что при таком подходе сильно страдает бюджет покупателей, возрастают расходы на: логистику, производство дополнительных коробок, которые будут занимать место на полках, необходимость в покупке органайзеров и попыток все уместить в коробке от базы, поискам дополнений на барахолках или выклянчиванием локализаций у отечественных производителей…

Довольны производители дополнений, органайзеров, транспортные компании, но лично у меня такое наглое отношение к наживе вызывает лютую ненависть и неуважение. Именно коробка «Анахронности» сняла с меня розовые очки в отношении рыночной цепочки: производитель — товар – покупатель – коллекционер. Да, игры со стабильной штамповкой «допов» постоянно на слуху, и отчасти, поэтому об «Анахронности» так мало говорят в блогах и её популярность незаслуженно невысока, а проходящий мимо витрины человек видит белесую коробку с ценником в 5000 и не понимает «за что»?! Надеюсь, что после прочтения обзора у вас не останется такого вопроса. Хотелось бы больше уважения и заботы о покупателях как в примере с «Анахронностью» и скорейшей локализации свеженького дополнения 2020 года Anachtony: Fractues of Time.  

P.P.S. Уважаемый читатель, любой написанный обзор или чужое «авторитетное» мнение не стоит и крупицы тех эмоций и впечатлений, что Вы сами можете получить от игры. Побеждайте как можно чаще, не только в играх, но и в жизни!

Вам могут понравиться

4 комментария

  • Ответить
    Рустам
    26.02.2021 в 21:47

    Купил за 3800 на crowdgames (уцененный товар), после вашего обзора. Опробую в деле. А что за магазин за 3300 продавал? Если не секрет?

  • Ответить
    Алексей
    27.02.2021 в 15:12

    Здравствуйте. Надеюсь, что игра не обманет ожидания и подарит множество приятных впечатлений.
    С удивлением начал замечать коробки с игрой на полках профильных магазинов в городе: не уж то народ распробовал. )
    Купил свою копию включившись в оптовую закупку с сайта «Игры оптом». Даже за рекомендованную розничную цену в 5000 — это настоящий клад на данный момент.
    P.S. Конкретно сейчас у Краудов отмечается ДР компании и есть скидка.

  • Ответить
    Михаил
    21.03.2022 в 15:11

    Добрый день!) Прочитали с супругой Ваш обзор и очень захотели эту игру!) Подскажите пожалуйста, как Ваши впечатления от Анахронности спустя время? Как насчёт реиграбельности? Продолжительности партии на двоих? Что думаете, если сравнивать с Великий западный путь и Брасс Ланкашир? Просто по цене, она приблизительно совпадает с этими играми, которые также нам очень интересны? Вот и думаем, что взять)

  • Ответить
    Максим Яранцев
    23.03.2022 в 17:11

    Добрый день! Я не автор статьи, но тоже играл в игру и, если вам интересно, выскажусь. Игра интересная и даже спустя время я бы в нее сыграл, механика путешествия во времени очень интересная, не часто я подобное встречал в настолках. Сказать о продолжительности партии на двоих я не могу, возможно автор статьи подскажет, я попросил его отписаться. Если сравнивать с ВЗП, то мне ВЗП нравится больше, особенно если играть с дополнением. Если сравнивать с Брасс, то я играл только в Бермингем. Мне Брасс показался каким-то «тягучим» и серым. Но многие от него в восторге. Возможно он просто не оправдал мои ожидания, как-никак ТОП-3 BGG. Если бы я выбирал сейчас что купить из этих трех игр, взял бы Анахронность. Дело в том, что «Звезда» скоро выпустит новый ВЗП с новым дизайном, поэтому сейчас старый ВЗП в магазинах не купить, весь тираж продан, его найти можно только на барахолках. Да и зачем, если новый на подходе. Ну а Брасс… Лучше вам почитать/послушать обзоры на него от разных блогов и составить свое мнение :)

  • Оставить комментарий