Обзоры

«Brass. Бирмингем». Обзор

brass настольная игра

Автор: Максим Яранцев

В статье представлен обзор настольной игры «Brass. Бирмингем» с описанием компонентов, игрового процесса, баланса и личным мнением автора об игре.

  • Я купил Brass давно. С момента покупки, до момента написания обзора прошло чуть меньше года.
  • Я купил Brass случайно. На распродаже одного из магазинов настольных игр, во время его переезда. Если бы не распродажа, я бы еще долго не купил Brass.
  • Я купил Brass из-за BGG. Игра была (да и остается) на первых строчках топа Board Game Geek.

И вот что я думаю об этой настольной игре.

Об игре

Игра «Brass. Бирмингем» — это история конкурирующих
предпринимателей в Уэст-Мидлендсе и его окрестностях в период английской промышленной революции в 1770—1870 годах. В этой игре вы будете строить собственную индустриальную империю, налаживая сообщение по водным каналам и железным дорогам, а также сооружать и модернизировать различные предприятия, такие как текстильные фабрики, угольные шахты, литейные заводы, мануфактуры, гончарные мастерские и пивоварни.

Игра рассчитана на 2-4 игроков с длительностью партии около 2-3 часов. Обучающую партию можно сыграть за 1.5 часа. И это даже с учетом того, что подготовка займет 30 минут.

На момент написания обзора «Brass. Бирмингем» занимает 3 место в BGG. А это о чем-то должно говорить!

Что в коробке?

Коробка игры стандартных размеров, но достаточно увесиста. При вскрытии оказывается, что основной вес коробки это делюксовые покерные фишки, заменившие местную картонную валюту. Но давайте обо все по порядку.

Игровое поле

Игровое поле двухстороннее. На одной стороне «дневной» Уэст-Мидлендсе, на другой — «ночной». Поле очень интересно прорисовано — детальные города, соединяющие их реки и железные дороги, орнамент по периметру поля и вокруг мест выкладки карт, а на «ночной» стороне — «освещающие» поле масленые фонари.

Но возникает вопрос. Зачем печатать одно и тоже поле на обеих сторонах, пусть и в разной цветовой гамме? Почему бы не сделать разные поля как это было реализовано в дополнении «Эллада и Элизий» к настольной игре «Покорение Марса»?

Личные игровые компоненты

Каждому игроку выдается целый набор компонентов:

  • 14 жетонов сообщения;
  • 45 жетонов предприятий;
  • двусторонний (день/ночь) планшет;
  • жетон персонажа, фишка победных очков и фишка дохода.

Жетоны сообщения представляют собой двусторонние жетоны, на одной стороне которых изображен теплоход, на другой — паровоз. Используемый тип транспорта зависит от этапа игры. Одновременно оба типа транспорта применяться не могут.

Жетоны предприятий. У каждого игрока 45 жетонов предприятий. Жетоны разделены на 6 групп — мануфактуры, текстильные фабрики, пивоварни, гончарные мастерские, литейные заводы, угольные шахты. В каждой группе жетоны отличаются только уровнем, который скромно указан в верхнем левом углу. Кроме этого, у каждого игрока все жетоны одинаковой формы и цвета. Это сказывается на времени стартовой раскладки — приходится всматриваться в каждый жетон и выкладывать на предназначенное для него место. При этом велика вероятность допустить ошибку и положить предприятие не туда. Если же вы педант и после раскладки жетонов сравните ваши планшеты и количество жетонов в каждой стопке, то сможете быстрой обнаружить ошибку. В противном случае вы узнаете об ошибке в процессе игры, когда уже будет поздно.

Планшет представляет собой территорию промышленного предприятия с железными дорогами и каналами. По берегам каналов горит свет, а из труб строений идет дым. С планшетами игроков такая же история что и с игровым полем — один и тот же планшет на обеих сторонах, только в разной цветовой гамме. И такой же вопрос. Зачем?

Общие игровые компоненты

Как и в любой подобной игре общеигровые компоненты, как правило, это жетоны ресурсов, карты и деньги:

  • кубики угля и железа;
  • бочки с пивом;
  • карты — карты локаций и предприятий, джокеры-локаций и джокеры-предприятий, памятки;
  • жетоны коммерсантов;
  • жетоны денег.
brass настольная игра

Карты нарисованы в такой же стилистике, что и игровое поле — детально проработанные изображения в сдержанных тонах с орнаментом по периметру карт на лицевой части. Выглядит очень интересно!

Карты локаций и предприятий позволяют, соответственно, возвести любое доступное предприятие в указанной локации и наоборот — указанное предприятие в любой доступной локации. Джокеры-локации можно использовать в качестве любой карты локации, а джокеры-предприятия — в качестве любого предприятия.

Жетоны коммерсантов определяют что и в каком городе будут скупать предприниматели у игроков. Есть как универсальные жетоны, позволяющие обменивать любую продукцию на деньги, так и ориентированные на вполне конкретные вид товара.

Уголь, железо и бочки с пивом — самые обычные деревянные жетоны. В делюксовой версии игры жетоны денег сделаны в форме покерных фишек.

brass настольная игра

Смотрится очень круто и на ощупь приятно! Но почему покерные фишки? Как покер связан с промышленной революцией в Бирмингеме? В игре ведь ни слова не сказано про покер. Например в настольной игре «Легенды дикого запада» используется покерная колода карт для выполнения различных действий. Применение покерной колоды в этой игре оправдано лором настолки и возможностью сыграть в так называемой «покер» во время партии. Чем руководствовались авторы Bass не понятно.

Если бы у меня был выбор, купить делюксовую версию подороже с пластиковыми покерными фишками вместо денег или обычную подешевле с картонными монетами , я бы выбрал второй вариант. Не покупаю «плюшки» к настолкам, потому что очень редко возвращаюсь к играм после 5-6 партий.

Правила

Правила к данной игре написаны тяжело. Да, они небольшие и ознакомиться с ними можно за 20 минут. Но это не означает, что они хорошо написаны. В правилах очень много сложным оборотов. Над каждым предложением приходится задумываться и многократно перечитывать. А в выполнении ряда действий нет логики. Например трата пива.

Во-первых, почему надо тратить пиво что бы что-то продать или построить железную дорогу? В правилах есть историческая справка в которой сказано, что «в растущих поселениях не всегда хватало чистой питьевой воды, поэтому пиво часто становилось самым доступным и безопасным напитком». И что? Как связаны продажа продукции и строительство железной дороги с тратой пива? Мы снабжаем рабочих пивом вместо воды? Вы не подумайте, я не придираюсь. Такие вопросы задавали мне, когда я знакомил игроков с правилами. И я не мог объяснить логику продажи пива. Просто просил запомнить.

Во-вторых, из-за отсутствия логики, сложно запомнить условия траты пива. Если с потреблением угля и железа все объяснено — уголь везут через транспортные сети, потому что очень нужен и нужен срочно, а железо не к спеху, поэтому можно и лошадьми привезти, то с пивом все сложно. Если вы потребляете пиво со своей пивоварни — можно и на лошадях довезти, а если с чужой — только через транспортные сети. Почему?

И что это еще за халявное пиво у коммерсантов? Чье это пиво? Коммерсантов? Почему они отдают его просто так? И почему они его отдают первому продавцу, а не какому-нибудь «любимому», который больше всех покупает/продает?

Конечно же «Brass. Бирмингем» не единственная игра в которой плохо написаны правила. В настольной игре «Великий западный путь» тоже плохо написаны правила, возможно даже еще хуже. Но после первой партии все становится понятно благодаря инфографике. Даже не дочитав правила можно было понять, что означает то или иное действие. В Brass приходится все запоминать. А из-за отсутствия логики, запоминать сложно. Поэтому многие игроки делают ошибки в процессе игры.

Возможно это у меня и у моих друзей, игравших со мной в Brass, просто плохая память. Но оказывается нет. При подготовке к первой партии, а также после нескольких сыгранных игр, я смотрел множество let’s play и видео-правил на различных YouTube каналах. И в каждом видео были допущены ошибки! В каждом! Конечно авторы позже вставляли пояснения в виде наложенных на видео текстовых комментариев, но факт остается фактом — все нюансы правил запомнить очень сложно даже после нескольких партий и всему виной отсутствие логики.

Игровой процесс

В игре побеждает игрок набравший победных очков (ПО) больше других. ПО начисляются за жетоны сообщения и перевернутые жетоны предприятий после завершения каждой из двух эпох: эпохи каналов и эпохи железных дорог.

brass настольная игра

Каждая эпоха состоит из раундов и завершается когда на руках игроков и в колоде не остается карт. Раунд — это один круг розыгрыша карт всеми игроками. У каждого игрока на руке может быть не больше 8 карт. В свой ход игрок может выполнить до двух действий, сбрасывая за каждое действие карту с руки. Что же это за действия:

  • строительство — позволяет выкладывать жетоны предприятий с личного планшета на игровое поле;
  • продажа — позволяет продавать продукцию с построенных текстильных фабрик, мануфактур и гончарных мастерских коммерсантам;
  • взятие ссуды — позволяет получить дополнительные деньги взамен на незначительное снижение дохода;
  • разведка — позволяет взять сразу и джокер-локацию, и джокер-предприятия;
  • модернизация — позволяет убирать жетоны предприятий с личного планшета, что дает доступ к предприятиям более высокого уровня;
  • сообщение — позволяет выкладывать жетоны сообщения, которые расширят транспортную сеть игрока и открывают доступ к новым локациям.

После выполнения действий, игрок добирает до 8 карт из колоды и передает ход. Если колода разобрана, игроки доигрывают оставшиеся на руках карты и эпоха заканчивается.

Порядок хода в следующем раунде определяется по результатам финансовых затрат в предыдущем раунде. Игрок, потративший меньше всего денег ходит первым, игрок потративший больше всего — последним.

brass настольная игра

Хочется остановиться на интересном моменте с эпохами. Напомню, что когда вы доигрываете первую эпоху, вы подсчитываете ПО и начинаете вторую эпоху (вторую половину игры). Складывается впечатление, что при разработке игры авторам показалось, что игра получилась слишком короткой и они решили удлинить ее сделав вторую эпоху, в которой немного поменяли правила строительства дорог и зданий. По крайней мере во время наших первых партий у меня такое впечатление и сложилось. Именно из-за этой особенности игры мы несколько раз подряд заканчивали игру после первой эпохи со словами: «Сыграли, очки посчитали, победителя определили, делать тоже самое второй раз? Не-е-е, поехали домой».

Возможно это даже можно отнести к плюсам игры. Хочешь погрузиться на весь вечер в Brass — играйте обе эпохи. Решили сыграть в несколько разных настолок за вечер — заканчивайте после эпохи каналов.

Время партии

На удивление Brass играется очень быстро в отличии от других евро такого же уровня. И это не может не радовать. При этом значительное время партии уходит на обдумывание каждым игроком своего оптимального хода. Но когда все полностью разберутся и научатся планировать свои действия, партии будут проходить намного быстрее.

brass настольная игра

Баланс и масштабируемость

Стоит отметить, что игра хорошо масштабируется. В нее интересно играть как вдвоем, так и вчетвером. Естественно это достигается качественной проработкой баланса игры. За все наши партии между игроками не было значительного разрыва в победных очках. Скорее даже наоборот — все шли очень плотно. Даже если кто-то и отстал после эпохи каналов, в конце игры все были не далеко от лидера. Ну конечно же если не занимались полной ерундой.

brass настольная игра

Стратегии

В очередной раз просматривая, что пишет народ о Brass в Instagram, я натолкнулся на несколько постов иностранных настольщиков, которые характеризовали игру фразой «easy to learn — hard to master». Что касается первой части фразы — easy to learn, я говорил выше, и по-моему вообще не изи. Но сейчас бы я хотел остановиться на второй части фразы — hard to master.

За шесть полноценных партий в Brass я пытался играть разными стратегиями — через литейные заводы и угольные шахты, через гончарные мастерские и модернизацию, через пивоварни и железные дороги… И понял, что это не работает. В Brass нет стратегий. В Brass необходимо играть от приходящих на руку карт. А если вдруг вам приходят на руку карты городов в другом конце игрового поля от вашей транспортной сети, ну что ж, вам не повезло. Особенно остро это ощущается в эпоху железных дорог, когда транспортную сеть развить очень не просто.

brass настольная игра

Возможно именно умение играть приходящими на руку картами и вкладывается в понятие «hard to master». Мне же кажется, что в хорошем евро мастерство — это когда у тебя есть стратегия на всю игру, когда ты продумываешь комбинации в рамках выбранного плана, когда все твои действия направлены на выполнение определенной задачи. И пусть эта стратегия не приведет к победе, но она есть и она отличается от того что делают другие игроки. В Brass же все делают одно и тоже. У всех одна стратегия. И совершенно не важно какое предприятие ты будешь строить, строить надо то, что подвернулось под руку.

Личное мнение

Я люблю евро. Я обожаю евро! Но Brass мне не понравился.

Может быть это неоправданные надежды. Может быть перенасыщение евро-играми. А может быть это просто не моя игра. Ведь, как говориться, «на вкус и цвет…». Давайте я в нескольких абзацах подытожу что, по-моему мнению, не так с Brass.

Во-первых, нелогичные действия. Если для продажи продукции дополнительно нужно пиво, объясните зачем. Если оно нужно для строительства железных дорог, объясните почему.

Во-вторых, отсутствие стратегий. Я привык, что все евро позволяют продумать игроку партию на несколько шагов вперед, что любая случайность управляема, что от партии к партии можно играть совершенно разными стратегиями и выигрывать! Все это не про Brass. В этой игре одна стратегия — строить то, что пришло в руку.

Ну и в-третьих, сложность в освоении правил. Это характерно для евро-игр, поэтому ругать за это Brass нельзя. Но есть же решения, которые позволяют упростить освоение правил, и они успешно применяются и в «Сквозь века. Новая история цивилизации», и в «Великом западном пути». Почему авторы Brass их не используют?

В итоге, за шесть партий полюбить Brass мне не удалось, поэтому играть в него больше не сяду. Слишком много настольных игр лежит на полке в которые я еще не играл. Но продавать пока не планирую. Подожду когда раскупят второй тираж :)


Если вы любите евро так же сильно как я, рекомендую вам почитать наши обзоры на «Великий западный путь» и «Сквозь века. Новая история цивилизации».

Вам могут понравиться

2 комментария

  • Ответить
    Стас
    05.02.2021 в 09:22

    Не знаю, есть в русских правилах историческая справка, но в моей польской написано, что пиво в те времена ценилось как питьевая вода, и для обеспечения доставки товаров было ценным ресурсом. То есть хочешь, чтобы люди на тебя работали, обеспечь их запросы — деньгами и питанием.

    Что касается стратегичности игры, то лично мне она тем и нравится, что она живая. Здесь нужно добывать максимум выгоды, исходя из ситуации на поле и своих карт. При этом нужно идти на риск, особенно в самом начале игры, когда каждый игрок хочет найти свою сферу влияния, вынуждая других игроков подстраиваться под его нужды. Я пока что евро с подобным подходом вообще не встречал. И вся прелесть в том, что игра позволяет почувствовать себя в шкуре тех самых пионеров индустриализации, когда ничего не понятно, но надо действовать, иначе придет кто-то более ушлый и прозорливый. И самое прикольное, что в игре две эры, поэтому стратегичность, с учетом данного факта, очень важна. Можно в первой эре плестись за лидерами, но, подготовив плацдарм, во второй эре сделать свой регион центром промышленной революции. Во второй эре все происходит лавинообразно, и тот, кто прозевал и не сумел приспособиться, будет отброшен назад.

    Попробуйте взглянуть на игру не как на еврик, где залог успеха в правильной последовательности перекладываемых ресурсов, а как на симулятор бизнеса, где на карту поставлено все и сразу и любое неверное действие грозит крахом всего дела.

  • Ответить
    Максим Яранцев
    12.02.2021 в 12:49

    Спасибо за такой большой и аргументированный комментарий! Если когда-нибудь вернемся к игре, взглянем на нее с этой стороны :)

  • Оставить комментарий