Обзоры

«Битва пяти воинств». Обзор

битва пяти воинств

Автор: Максим Яранцев

В глубокой норе жил-был хоббит…

Из книги Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно»

В статье автор обозревает настольную игру «Битва пяти воинств», описывая комплектацию, игровой процесс и высказывает личное мнение об игре.

Произведение Джона Толкина «Хоббит, или Туда и Обратно» известно во всем мире. По Средиземью нарисовано множество мультфильмов, снято огромное количество фильмов и сериалов, а также разработано больше десятка настольных игр.

Об одной из этих настольных игр мы поговорим в этом обзоре.

Об игре

«Битва пяти воинств» — это асимметричная дуэльная настольная игра посвященная финальным событиям из книги Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» — решающему бою между силами Тьмы и свободных народов за сокровища Одинокой Горы. Основные механики игры — контроль территории, менеджер руки и конечно же броски кубов. Кубы в «Битва пяти воинств» — это самое главное! Но об этом позже.

Настолка вышла в 2014 году. В России игра локализована издательством GaGa Games в 2021 году.

«Битва пяти воинств» рассчитана исключительно на двух игроков. Но играть командами, на мой взгляд, еще интересней. Продолжительность партии от 3 до 6 часов, в зависимости от опыта игроков. По данным BGG уровень сложности игры составляет 3.59 из 5, что соответствует средней степени сложности. По сравнению с другими дуэлями подобного масштаба, она немного проще «Звездных Войн: Восстание» (3.73) и существенно проще «Войны кольца» (4.19).

На момент написания статьи игра занимает 566 место на BGG и 136 на «Тесере».

Комплектация

Не смотря на то, что размеры коробки больше обычного, компонентов в коробке не так много.

Поле стандартных размеров. Но по сравнению с настольными играми «Звездные Войны: Восстание» и «Война кольца» игровое поле существенно меньше.

В игре два типа кубиков — боя и действия. Если с кубиками боя все просто — это по пять черных и белых кубов предназначенных для определения успешных бросков, то с кубиками действия все гораздо интересней. На каждой грани кубика изображено либо одно действие для розыгрыша, либо два действия из которых можно выбрать одно для розыгрыша. Свободные народы начинают с 5 кубами, Тьма — с 6. При этом кубики армии Тьмы и армии свободных народов Немного отличаются.

У свободных народов есть свое уникальное действие — Воля Запада. Это своего рода джокер. А у Тьмы свое действие — Око. Око позволяет разыгрывать действия для армий в составе которых есть гоблины. Выпавшие грани на кубах формируют количество и перечень доступный действий каждого игрока на предстоящий ход.

Войска и герои в игре представлены миниатюрами. Все миниатюры в игре трех цветов. Синие — свободные народы, красные — войска Тьмы, серые — персонажи.

На стороне свободных народов сражаются гномы, эльфы и люди. Гномы и эльфы представлены несколькими типами — гномы-войны, гномы-ветераны, эльфы-копейщики, эльфы-лучники. Люди представлены одним типом миниатюр — свободные народы.

битва пяти воинств

За Тьму выступают орки, варги и гоблины. Каждый тип войска обладает своими уникальными способностями и характеристиками — боевая сила и предпочтительный тип местности, которые указаны на соответствующих картах. На картах персонажей описаны условия их выхода в игру, дальность перемещения и уровень лидерства.

битва пяти воинств

Для получения новых войск, на игровое поле выкладываются жетоны подмоги. У свободных народ два типа жетонов — отдельно для гномов и людей, отдельно для эльфов. У Тьмы один тип жетонов для все типов войска. При этом на жетонах армии Тьмы может быть изображено сразу два отряда. А каждый жетон свободных народов принесет не больше одного отряда.

битва пяти воинств

На стороне свободные народов сражается множество персонажей. Некоторые из них доступны с самого начала игры — Даин Железнотоп, Гэндальф, Трандуил и Бард. А некоторые игрок может получить только в течении игры — Бильбо Бэггинс, Торин Дубощит, Повелитель Орлов, Беорн. Армия Тьмы в процессе игры может призвать своего единственного персонажа — Болга, сына Азога.

битва пяти воинств

У каждой стороны конфликта своя колода карт — карты сюжета. Верхняя половина карт сюжета позволяет выполнять различные действия на игровом поле, нижняя — в бою. Кроме карт сюжета, обе армии могут пользоваться общей колодой карт — карты событий. Карты событий также разделены на две части и могут быть использованы аналогичным образом.

Особняком стоит колода карт судьбы. Это исключительно карты свободных народов. Они позволяют улучшать персонажей Света, которые приходят на подмогу в процессе игры — Торина Дубощита, Повелителя Орлов, Беорна.

битва пяти воинств

По задумке авторов игры — эти карты должны существенно усиливать персонажей свободных народов в середине-конце партии.

Оставшиеся компоненты — это различные жетоны: персонажей, лидерства, урона и другие.

битва пяти воинств

Ну и конечно же игра комплектуется правилами и двумя справками, которые, в отличие от большинства игр, очень полезны!

Правила

На первый взгляд игровые правила простые и при первом прочтении все ясно, понятно и очень просто. К тому же у игры всего одна книга правил и та на половину состоит из изображений.

битва пяти воинств

Но дьявол кроется в мелочах. И в игре очень много мелочей. Очень много! Из-за того, что к игре нет справочника, как например у игры «Звездные Войны: Восстание», а в правилах не на все игровые ситуации есть примеры и не всегда с первого раза из текста можно понять тонкости игры, заглядывать в правила придется часто, много и по долгу.

Игровой процесс

Один игровой ход состоит из нескольких фаз. А бой это вообще отдельная история. Но начать стоит конечно же с подготовки к игре.

Подготовка к игре

Стартовая расстановка на игровом поле всегда одинаковая. Но отличия от партии к партии все же есть. Разница в том, что разложенные на старте жетоны найма принесут случайные отряды в процессе игры.

битва пяти воинств

После подготовки игрового поля каждый из игроков получает оставшиеся миниатюры. Игрок за Тьму получает 6 кубиков действий, игрок за Свободные Народы — 5. Оба игрока берут свои карты-памятки персонажей, карты отрядов и различные жетоны — найма, лидерства, контроля, персонажей и другие. Игроку за Тьмы выдается мешочек с жетонами судьбы, а игроку за свободные народы — линейка дальности.

битва пяти воинств

Подготовка очень быстрая и занимает около 5-10 минут.

Игровой ход

Ход игры состоит из шести фаз. В первой фазу игроки бросают доступное им количество кубиков действий и берут по две карты — одну из личной колоды сюжетов, вторую из общей колоды событий. Выпавшие кубики определяют пул доступных игрока действий на текущий ход.

битва пяти воинств

Во время второй фазы свободные народы активируют до 3 своих военачальников (Даин Железнотоп, Гэндальф, Трандуил, Бард). По количеству активируемых военачальников берут столько же жетонов лидерства и размещают их на поле. Игрок за Тьму в этой фазе ничего не делает.

битва пяти воинств

Третья фаза такая же короткая как и вторая. Игрок за Тьму тянет жетоны судьбы из мешочка по количеству активируемых военачальников игроков за свободные народы. Но делает это особым способом. Вытаскивая по одному жетону игрок за Тьму принимает решение о розыгрыше жетона. Если игрок решает разыграть жетон, он больше не тянет жетоны. Если решает потянуть следующий — ранее вытянутый жетон нельзя будет активировать. После того как жетон определен, игрок за Тьму продвигает маркер судьбы на игровом поле на указанное на жетоне количество делений. Игрок за свободные народы в этой фазе ничего не делает.

битва пяти воинств

Прошу обратить внимание, что изображенный на фото мешок в комплектацию игры не входит и был заказан на предзаказе.

В четвертой фазе игрок за Тьму расставляет жетоны лидерства и/или летучих мышей по количеству своих кубиков действия. Игрок за свободные народы в этой фазе ничего не делает.

битва пяти воинств

Пятая фаза действия — основная. В ней происходит весь игровой процесс. Игроки передвигают свои войска, разыгрывают сражения, призывают новые армии, захватывают территории и укрепления. При этом все многообразие действий сводится к трем простым — атаковать или переместить войско и призвать отряды. Действия выполняются с помощью кубиков действий. А значит на старте у свободных народов всегда на одно действие меньше чем у Тьмы.

битва пяти воинств

Во время шестой фазы игроки проверяют условия победы, убирают все жетоны лидерства, Летучих мышей и Орлов с игрового поля. Игрок за свободные народы снимает неиспользованные жетоны активации с военачальников.

битва пяти воинств

Чтобы победить, игроку за Тьму необходимо набрать 10 победных очков (ПО). Очки выдаются за контроль определенных регионов — 2 ПО за любое поселение без укрепления (всего 4 таких поселения), 4 ПО за любое поселение с укреплением (всего 3 таких поселения).

битва пяти воинств

Чтобы победить игроку за свободные народы необходимо выполнить одно из условий:

  • прожить до достижения маркером судьбы деления 15 на шкале судьбы;
  • убить Болга;
  • не дать силам Тьмы набрать 6 или больше ПО в момент вступления Беорна в игру.

Сражение

Прежде чем приступить к сражению игроки определяют на чей стороне преимущество на местности. Они сравнивают количество отрядов с предпочтительным типом местности, где будет происходить сражение. Игрок с большим преимуществом получает карту события.

Сражение состоит из 5 шагов. Во время первого шага «маневры» игроки одновременно разыгрывают одну из доступных им карты отряда, события, особого маневра или карту «перегруппировки».

Во время второго шага «боевой бросок» игроки бросают кубики боя равное количеству боевой силы армии, но не больше 5. Успехом считается 5-6. С помощью карт разыгранных во время шага «маневры» игроки разыгрывают дополнительные эффекты. Эффекты могут быть как на себя, так и на оппонента. Так же срабатывание эффекта может зависеть от успешного броска кубиков, а может работать без всяких условий.

На третьем шаге «переброс за лидерство» игроки по желанию перебрасывают один раз количество кубиков равное или меньше значению лидерства войска.

На четвертом шаге «подсчет урона» игроки определяют количество нанесенного каждым войском ранений. Если количество ран превышает количество миниатюр отрядов, игроки вынуждены терять свои войска.

На последнем пятом шаге «конец боевого раунда» атакующий игрок вправе прекратить атаку, а защищающийся отступить или спастись бегством. Если никто из игроков не пожелал закончить бой, сражение продолжается.

Мнение

Прежде чем начать делиться с вами своим мнением о настольной игре, я бы хотел рассказать о том, как я познакомился с миром Толкина. Это важно для оценки моего отношения к настольной игре «Битва пяти воинств». Это не займет много времени.

Мое знакомство с миром Толкина

1995 год. В моей памяти очень хорошо отложилось лето 95. В это лето все мои друзья зачитывались «Властелином колец»! Они учились писать на эльфийском языке. Ассоциировали себя с героями книги и разыгрывали различные сцены со страниц книги. Неустанно обсуждали главных персонажей и мечтали о таком же приключении! Они, но не я. Я не прочитал ни одной книги из трилогии ни тем летом, ну уже в зрелом возрасте. Причиной этому было полное отсутствие интереса к различным мирам с эльфами и гномами, мечами и щитами, волшебством и заклинаниями.

2001 год. На экраны кинотеатров вышел первый фильм трилогии Питера Джексона «Властелин колец». Интерес к Средиземью в мире возрос многократно! Мои друзья посещали самые первые киносеансы. Скупали мерч и новые переиздания книг. Играли в компьютерные игры по «Властелину колец». Они, но не я. В кинотеатре я трилогию пропустил. Осознанно. Позднее я попытался посмотреть трилогию на DVD. Как итог — выключил на середине первого фильма. Больше к трилогии я не возвращался.

2012 год. Кассовый успех «Властелина колец» дал жизнь кинотрилогии «Хоббит». Я уже и не вспомню при каких обстоятельствах, но первый и возможно второй фильмы, я посмотрел в кинотеатре. Восторга, в котором прибывали мои друзья после просмотра, я не испытывал, но интерес к Средиземью у меня появился. Поэтому позднее, во время одной из командировок, с собой в дорогу я взял книгу «Хоббит, или Туда и обратно». Прочитал я ее за один присест. И эта детская сказка меня серьезно впечатлила!

2021 год. Отечественно издательство GaGa Games запустила краудфандинговую компанию по локализации уже не новой на тот момент настольной игры «Битва пяти воинств». И я, естественно, участвовал в предзаказе. Но «естественно» не потому что я когда-то в 2012 году впечатлился книгой, а потому что я люблю настольные игры.

Непосредственно мнение о настольной игре

Первую партию мы разложили с другом в один из субботних вечеров в начале марта 2022 года. После первой партии игра оставила о себе смешанные впечатления — вроде бы интересная настолка, но процесс какой-то однообразный.

Следующая партия была назначена ровно через неделю. Поэтому я решил немного подготовиться. Я перечитал правила стараясь разобраться во всех нюансах игры. Пересмотрел кинотрилогию «Хоббит». Послушал аудио книгу «Хоббит, или Туда и обратно». Прочитал дополнительные материалы по вселенной… В общем, к следующей субботе я был максимально заряжен и безмерно желал играть в настольную игру «Битва пяти воинств»! Я считал, что максимально изучил правила и понимал все тонкости настолки. Я знал каждого героя, его мотивы и историю. Во время игры мы фоном включили музыку из кинотрилогии «Хоббит». В тот игровой вечер я почти стал фанатом Средеземья! И катализатором этого стала настольная игра, а не фильмы или книги! И это важно! Потому что то, что заставляет тебя полюбить такой мир как Средеземье, обязательно должно оставляет только хорошие впечатления!

битва пяти воинств

Но! На момент написания статьи я сыграл в «Битву пяти воинств» 12 партий и игра, мягко говоря, неоднозначная. Что же случилось?

Кубы

Они напрягают. И делают это дважды. Наверняка это связано с тем, что мне по душе больше евро, чем амери. Но я готов мериться с кубами в «Немезиде», готов мириться с кубами «Звездных Война: Восстание», но не в «Битве пяти воинств». Тут они меня ужастно напрягают!

Действия

Действия, которые доступны игрокам каждый ход, зависят от того, как выпадут кубики. В начале игры большую пользу приносят действия на получения новых войск, а в середине и конце игры действия перемещения и атаки. Но если кубы не летят — у вас беда. Справедливости ради нужно сказать, что случайным выпадением кубиков можно управлять. Так, например, двигать войска можно как с помощью действия «войско», так и с помощью действия «лидерство», а силы Тьмы так еще и действием «гоблины» могут переместить войско в котором есть хотя бы один гоблин. Кроме этого у свободных народов есть действие «воля запада», которое по факту является джокером и может быть использовано как любое действие.

битва пяти воинств

Но при всем при этом свободные народы в наших партиях несколько раз проигрывали банально потому, что у них не было нужного действия. Свободные кубики были, а нужных действий не было. И «воля запада» не выпала.

Бой

Бой между армиями проходит на кубиках. Успехом считается кубик выброшенный на 5 или 6. И опять же, если кубы не летят — у вас беда. Да такая беда, что все ваши стратегии и тактики идут к черту! А бывает так, что кубы не летят всю игру. А у оппонента летят. Всю игру! И с этим ничего не сделать. И снова стоит ради справедливости сказать, случайностью кубиков можно управлять. Например картами судьбы можно корректировать значение на кубах (успехи будут на 4-6, а не 5-6), увеличивать количество перебросов или уменьшать количество кубиков у оппонента. И так далее.

битва пяти воинств

Но даже это не спасает если кубы не летят. Как часто мы были свидетелями того, как один игрок кидает несколько боев подряд четыре успеха из пяти кубиков, а оппонент в лучшем случае два из пяти. И тут вам не помогут ни карты судьбы, ни свойства ваших войск.

Игровой баланс

В 11 из 12 наши партий победила Тьма. В 11 из 12! При этом мы с друзьями играли разными составами, за разные стороны конфликта. У каждого из нас был одинаковый опыт игры в «Битву пяти воинств», а также многолетний опыт игры в MTG и различные настольные игры. Исход всегда был один и тот же — победа Тьмы. А чем больше опыта мы набирались, тем меньше шансов на победу было у свободных народов. При этом Тьма могла победить даже не выводя Болга.

В ту партию, когда победили свободные народы, мы проводили эксперимент. За Тьму играл откровенно слабый игрок впервые увидевший в тот вечер «Битву пяти воинств», а за Свет три опытных игрока. Не смотря на это, победа свободных народов была «на тоненького»!

битва пяти воинств

Если в дуэльной настольной игре одна из сторон конфликта выигрывает 11 из 12 партий, то о каком балансе можно говорить? На просторах интернета я находил комментарии, где авторы утверждали, что после 20 партий игроки понимают как правильно играть и все сомнения об отсутствии баланса улетучиваются. Но я не готов потратить 80 часов реального времени (ладно, не 80, около 45 часов я уже потратил, поэтому 35 часов), чтобы выяснить есть ли в игре баланс.

Необъяснимая притягательность

При этом игра обладает какой-то необъяснимой притягательностью! Каждый раз проигрывая за свободные народы, хочется сыграть еще одну партию за людей, эльфов и гномов, что бы отточить свое мастерство еще лучше и наконец-то уже победить силы Тьмы!

битва пяти воинств

Можно сказать, что в нашей компании желание выиграть за свободные народы вышло уже на какой-то новый уровень. Даже превратилось в мем. Некоторым из моих друзей хочется не просто выиграть, а выиграть и доказать всем кто в нашей компании ругает игру за дисбаланс, что за свободные народы можно побеждать! Но что-то пока не получается это сделать…

Откровенного говоря притягательность не такая уж и необъяснимая. Все дело в лоре. Как неоднократно отмечалось в нашей компании при обсуждении «Битва пяти воинств» — лор решает! Мир Средиземья настолько популярный, интересный и всеми любим, что мы были готовы играть в настольную игру по этому миру даже не смотря на то, что в игре нет баланса!

Резюме

Не смотря на все сказанное выше я рекомендую вам сыграть в эту настольную игру, что бы с головой погрузиться в этот чудесный мир и под руководством Барда отбить Дэйл от орков, защитить главные ворота Одинокой Горы от гоблинов и помочь друзьям вновь обрести дом «шныряя между ногами». А если вы фанат мира Толкина, «Битва пяти воинств» должна быть обязательным пунктиком для получения очивки «Толкинист».

битва пяти воинств

Если же вы не фанат вселенной, но любите дуэльные настольные игры или чаще всего собираетесь вдвоем, также рекомендую вам эту настольную игру. Она станет отличным пополнением вашей коллекции дуэлей.

битва пяти воинств

Подводя итог, хочется отметить, что не смотря на всю нашу критику в сторону «Битвы пяти воинств» игра нам очень нравится и мы с удовольствием ее снова и снова раскладываем пытаясь выиграть за свободные народы. Кого-то наши слова о смещенном балансе, могут оттолкнуть от игры. Но мы все же рекомендуем ознакомиться с игрой и составить свое личное мнение. И возможно «Битва пяти воинств» затянет вас, так же как она поглотила нас на 45+ часов и два месяца! А я, тем временем, пошел читать трилогию «Властелин колец»! Пришло время исправлять грехи 1995 года.


Если вам нравятся серьезные комплексные дуэльные игры, рекомендуем прочитать наш обор на настольную игру «Звездные Войны: Восстание». А также статью о сравнении двух настольных гигантов — «Звёздные Войны: Восстание» и «Война Кольца». Сравнение.

Вам могут понравиться

нет комментариев

Оставить комментарий