ТОП настольных игр

«Звёздные Войны: Восстание» и «Война Кольца». Сравнение

Автор: Максим Сомов

В статье автор сравнивает два настольных дуэльных гиганта — «Звёздные Войны: Восстание» и «Война Кольца», и делится личным мнением об играх.

Предисловие

У кого ни спроси, в список величайших дуэльных настольных игр современности обязательно войдут «Звёздные Войны: Восстание» (далее ЗВВ) и «Война Кольца» (далее ВК). Даже если в них не играли, даже если не любят по каким-то причинам, слышали о них, наверное, все настольщики. Сегодня я бы хотел сравнить эти игры, выделить плюсы и минусы на фоне друг друга и, быть может, заинтересовать кого-нибудь если не в покупке, то хотя бы в ознакомлении с настолками. Но для начала поговорим, о чем эти игры.

Звёздные Войны: Восстание

Игра воспроизводит события четвёртого, пятого и шестого эпизодов саги «Звёздные Войны». Дополнение «Звездные Войны: Восстание. Рассвет Империи» добавляет в игру события из фильма «Изгой-один: Звёздные войны. Истории». Не трудно догадаться, что настольная игра про противостояние Альянса повстанцев и галактической Империи. Первые — малочисленные партизаны, чья цель — не быть уничтоженными в течении определённого времени. Вторые — вооружённая до зубов, но медленная машина смерти, пытающаяся найти первых.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Игра умов, интересные бои, тонна высокодетализированных миниатюр… Всё это в знаменитой вселенной под соусом отличных механик! Бонусом добавлю, что мы с Максимом Яранцевым, главой нашего блога, обожаем эту игру и смело можем назвать её одной из самых любимых. В блоге вы можете найти наш совместный обзор по этой игре и статью с советами по игре за Империю.

Война Кольца

Игра воспроизводит события трилогии книг «Властелин Колец». Один игрок берёт на себя роль армии тьмы с целью захвата вражеских крепостей и городов. Второй выступает за свободные народы и стремится уничтожить Кольцо всевластия, пройдя долгий путь по объятой войной карте Средиземья. Разнообразие привносит то, что игроки могут выполнить цель другой стороны — свободные народы захватить крепости, а силы тьмы – совратить хранителя Кольца. Конечно, уже на своих условиях. Здесь вас ждут масштабное военное планирование, быстрые бои и контроль территорий на большом детализированном поле, от которого первые несколько партий ты не можешь оторвать глаза — настолько оно прекрасно.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

А перед тем, как приступить к основной части, я бы хотел поблагодарить своего хорошего друга Ярослава — большого любителя «Войны Кольца», в громких спорах с которым рождалась истина.

Итак, начнём же сравнение!

Компоненты

Каждая коробка к игре до краев наполнена компонентами. Почему бы не сравнить картон и пластик в этих играх?!

Игровое поле

В обеих настолках игра в большей степени будет сосредоточена на большой картонной площади. Каждое поле состоит из двух частей, которые ещё и разворачиваются. У обеих играх поля огромные. Тут мы просим прощения у самых любознательных (см. комментарии) наших читателей за то, что не указываем размеры поля.

Карта ЗВВ изобилует изображениями планетарных систем, в наличии несколько треков и место для части карт. Здесь мы можем видеть знаменитый Алдераан, пока ещё не уничтоженный выстрелом суперлазера; Дженозис, на котором давным-давно армия клонов вступила в первую схватку с сепаратистами; Дагобу, куда отправился в изгнание великий мастер Йода. А также другие известные и не очень места.

Карта Средиземья из ВК представляет собой земную географию конкретной местности. Такой знакомой и любимой! Впервые разложив карту, мы принялись отслеживать путь хоббитов из Шира в Мордор.

— А вот тут они Арагорна встретили…
— Получается, здесь в Ривенделл пришли…
— Здесь они решили в обход пойти и потом тут к Шелоб попали…

И всё в таком духе. На поле также есть места под карты, жетоны и трек войны.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

В противовес немного обезличенной карте далёкой-далёкой галактики, карта Средиземья имеет свою историю. Она творилась на наших глазах, можно посмотреть, где и что было, и это афигенно! Планеты ЗВВ тоже имеют свою историю, но по большому счёту это просто знаменитые точки на карте, и слезы олдфага у меня на глазах, как это было с ВК, не наворачиваются.

Пластик

Миниатюры – это то, на что ты обращаешь внимание в первую очередь при открытии коробки (когда до них доберёшься). Здесь оба наших конкурента держат планку – в обеих играх куча разномастных детализированных фигурок.

Но в сравнении с ЗВВ фигурки ВК проигрывают, и вот, почему:

  • Материал. Пластик очень мягкий, фигурки выглядят и ощущаются дёшево. И не зря, ведь это действительно уменьшило стоимость всей игры, сделав её более доступной для потребителя.
  • Расцветка и формы. В ЗВВ всё просто – тёмно-серые и светло-серые. Все фактурные, в уникальных позах, с заметно отличающимися формами, невозможно перепутать. В ВК у каждой стороны по три фракции минимум. У каждой фракции свои войска со своими правилами введения в игру. Мало того, что все фракции одной стороны одного цвета и оттенка, так фигурки ещё, блин, одинаковые! Не раз бывало, что игрок за свободные народы ставил вместо элитного человека элитного эльфа. Оба синие, на коне и в одной позе. Это дико неудобно и ломает внутренний баланс.
  • Восприятие визуального образа. Давайте этот пункт обсудим подробнее.

В ЗВВ мне нравятся абсолютно все миниатюры. Ну что может быть более каноничным, чем AT-AT? А эти звёздные разрушители? А штурмовики? Звезда Смерти в конце концов? Секрет такого очарования фигурками в том, что всё это было в фильме. Визуальный образ сошёл с голубых экранов и оказался под нашим непосредственным управлением. Игра дает нам возможность прикоснутся к нетленному, самому перенести войска с одной части галактики на другую, и в целом манипулировать целыми армиями. Это очень приятное чувство — близость к великому, и игра этим с успехом пользуется. Герои представлены картонными жетонами с подставками — очень удобно видеть, где кто, не отвлекаясь от армии.

Фигурки ВК, к сожалению, не могут похвастаться таким же происхождением. Книги Джона Толкина я не читал, зато с упоением каждый раз смотрю трилогию Питера Джексона. Восприятие образов продиктовано фильмом, от чего никакой химии между мной и вот этим «некакноничным» роханцем на коне нет.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Тем не менее выбор воинов велик – гномы, орки, урук-хаи, три типа людей, а с дополнениями появляются энты, орлы, и даже Барлог. Герои здесь — полноценные фигурки, которых легко можно определить на поле по цвету, но не очень легко порой отличить друг от друга.

Мелочёвка

Что бы не писать тьму разделов и подразделов с описанием карт, жетонов и других мелких компонентов я объединил все в один под названием «мелочевка».

В ВК карты нестандартного размера — это минус для тех, кто будет одевать их в протекторы. Ведь на такой нестандартный размер слишком маленький спрос, и не все издатели будут выпускать их. Зато только один размер на всю игру. На оборотах карт персонажей красивые большие рисунки лиц героев – очень по-фэнтезийному, мне нравится. Карты же действий имеют нейтральный небольшой рисунок на рубашке, а на лицевой стороне у нас текст. Не сказать, что его прям много и он требовал такого пространства, но и за вёрсткой не дураки сидят. Так что, наверное, обосновано.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Карты в ЗВВ стандартного размера, что маленькие, что большие. А это значит, что с протекторами проблем не будет. На рубашке оформление стилизовано под имперскую или повстанческую тему. На лицевой стороне карт заданий нашлось место и для текста, и для рисунка. А они меньше, чем в ВК. Плюс, рисунок, на мой личный субъективный взгляд, здесь более стильный, чем рисованный на картах конкурента. Хотя и те, и эти по-своему хороши.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Жетоны в ВК имеют одинаковую квадратную форму и отличаются лишь размерами. В дополнении добавляются круглые жетоны специальных действий и пробиркообразные жетоны колец. Минималистично, ёмко и функцию свою выполняют.

Жетоны ЗВВ имеют разные формы, разительно отличаются по цветам и в целом представляют собой уникальные объекты на поле.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Как итог — протекторы на карты для ВК будет найти сложнее чем на ЗВВ и жетоны в ЗВВ более интересные и выделяющиеся на игровом поле чем в ВК.

Игровой процесс

Что как не игровой процесс больше всего нас с вами интересует в настольных играх?! Давайте его и обсудим.

Цель игры и возможные варианты победы

Не думаю, что кто-то посчитает мои слова оскорбительными, но многие даже согласятся, что и ЗВВ, и ВК – игры великие. И не в последнюю очередь это связано с асимметрией сторон (нет, прошу вас, не приплетайте сюда «Корни», ну пожалуйста). В обоих играх мы вживаемся в роли «добра» и «зла», чтобы решить судьбу целого мира. «Добро» малочисленно, но обладает неким козырем в рукаве. «Зло» могущественно, но всегда есть одно слабое местечко. «Злу» нужно позаботиться об исполнении своего плана и не допустить, чтобы «добро» воспользовалось лазейкой.

Повстанцам в ЗВВ нужно выживать и скрываться. Буквально в течении определённого количества раундов их целью является запутывание Империи и оборона базы на случай атаки. Время на их стороне, при этом есть возможность его ускорить, выполняя различные цели. Как только таймер покажет ноль оставшихся раундов – Империя проиграет.

Империи же необходимо найти и уничтожить этот злополучный оплот демократии. В арсенале – захват и пытки генералов повстанцев, прочёсывание галактики, но главный навык по моему мнению – вовремя успеть схватить Альянс за филейную часть жопы и уничтожить все силы на планете. Вот так вульгарно, не литературно, зато всю суть передаёт.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Свободные народы из ВК, в отличии от их друзей повстанцев, имеют на выбор аж два варианта одолеть злое зло: донести Кольцо всевластия до Роковой горы или захватить крепости Тьмы. Неплохо, да? — аж в два раза больше победных условий. Но зато время здесь уже против хороших ребят: все погибшие воины больше в игру не возвращаются. Так что или атаки нужно лучше планировать, или наращивать оборону и вперёд-вперёд уничтожать бижутерию, потому что в итоге оборонять крепости будет попросту некому.

Силам тьмы необходимо захватывать крепости и города свободных народов, доказывая, что не такие они уж и свободные. Захватят – победят. Не захватят – можно попробовать совратить хранителя кольца. Я бы не назвал это полноценной стратегией игры, потому что по сути тут всё сводится к удаче на кубах: Тёмному нужно часть своих действий потратить, чтобы, если вдруг Светлый будет пробовать двигаться, был больше шанс открыть его местоположение. В конце концов Светлый может плюнуть на это и уйти в военные действия. И Тёмный останется у разбитого корыта…

Ну что сказать, суммарно два пути победы в ЗВВ против трёх с половиной в ВК. В ЗВВ цель ясна, соперник не откроет ничего нового, в то время, как в ВК тебя могут удивить, захватив две твоих крепости и ты, неудавшийся тёмный властелин, сидишь и осознаёшь свою стратегическую некомпетентность.

Свобода действий

Под этим обожаемым настольщиками термином я буду подразумевать возможности и ограничения, с которыми вы встретитесь во время партий.

В ВК игроки бросают горсти кубов и по очереди разыгрывают каждый результат. На выбор от двух до шести возможных вариантов розыгрыша, в зависимости от того, что выпало. Тут и действия с картами, и передвижение, и дипломатия, и всё-всё остальное.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

В ЗВВ игроки отталкиваются от своих карт заданий, командиров, и от действий соперника: можно назначать командиров на задания, можно ими перемещать свои войска по игровому полю, а можно оставить для того, чтобы срывать задания оппонента.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Итак, основная моя претензия к свободе действий в ВК — кубы. Мне всё-таки не нравится, когда они диктуют тебе поведение в серьёзных стратегических играх. Речь идёт именно об определении возможных действий на раунд. Проверки на них – это вопрос другой. В ВК именно так — как выкинешь в начале раунда, так и действуй. Причём о перебросах речь не идёт. А возможность поменять результат одного куба доступна лишь четырежды за всю партию.

Впрочем, играя за Тьму, игрок, напротив, встречает для себя приятный вызов. Ты — агрессор, и тебе по большому счёту решать, когда, как, и кем атаковать. Выпал сбор войск — собирай войска. Выпала атака — двигай отряды и запугивай свободные народы. Всё Средиземье — твой плацдарм для военных действий, а большое количество кубов (аж семь штук на старте) — твой немалый выбор манёвров. Разгуляться есть где.

Для Света с их четырьмя кубами вызов ещё больше. Да, я не стратег, но когда мне несколько ходов подряд выпадают походы и атаки, а армий «нема», это, мягко говоря, разочаровывает. Приходится не просто делать трудный выбор, но буквально выбирать между двух зол меньшее. А я, как знаменитый седой воин, лучше вообще выбирать не буду.

Но опять же, люди находят в этой борьбе возвышенную эстетику — когда, превозмогая, свободные народы изо всех сил отбиваются от огромных полчищ тьмы, когда случаются непредвиденные события (кубик не так выпал), и в решающий момент уничтожают великое зло, ощущения возникают потрясающие.

В ЗВВ основное поведение тебе диктуют карты заданий, но это делается намного лояльнее. Карты накапливаются и ненужное сейчас задание можно оставить на потом или даже сбросить, не разыграв; ненужный же куб из ВК желательно хоть как-то разыграть в течении раунда, иначе ты безвозвратно теряешь действие. Более того, в ЗВВ есть начальные задания, которые можно разыгрывать каждый раунд, и по крайней мере одна из начальных карт у каждой из сторон выполняет нужное и полезное действие. Аналогичной альтернативы в ВК нет.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Дополнительно хочу добавить про передвижения по карте: опять же кубы против свободы. Если я играю за Империю в ЗВВ и поставил себе цель на раунд осмотреть три системы, я просто сделаю это и никакие кубы мне не помешают. Если я играю за силы Тьмы в ВК и решил захватить пару крепостей, пока там не появилось слишком много войск, мне должно повезти на кубах. Выводы напрашиваются сами.

Карты

Условия розыгрыша карт в ВК гораздо жёстче, чем в ЗВВ. Приведу пример.

  • ЗВВ. Отправляйтесь на задание в систему А. При успехе получите Б (требование: два навыка разведки); Выполните А в системе Б (требование: навык логистики).
  • ВК. Можете сыграть карту, если А. Действие Б; Можете сыграть эту карту, если А (и Б). Бросьте кубики, результат В; Сделайте действие А на территории Б.
звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Многообразие условий несколько усложняет розыгрыш карт в ВК. Однако тут я не буду столь придирчив и объясню: карты в ЗВВ — это основная механика игры и она не должна быть усложнённой. У ВК карты – это по большей части дополнительные действия, и они не должны разыгрываться легко и всегда на руку. Да, сложность будет варьироваться, но что поделать: авторы предпочли следовать первоисточнику более точно.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Дополнительно я бы хотел сказать про влияние на действия соперника. Не буду включать это в основной список, так как снова механика варгеймовости ВК не подразумевает то, что дозволено в ЗВВ. В то время, как Свободные народы и силы Тьмы (ВК) беспрепятственно воплощают свои планы в жизнь, Альянс и Империя (ЗВВ) имеют возможности мешать друг другу враг врагу. На выполнение заданий в ЗВВ (напомню — на них летят командиры со своими способностями) можно отправиться минимальными силами, а можно и усилиться, чтобы соперник, задумав план-перехват, имел меньше возможности помешать. Игрокам предстоит думать, кого, куда и когда отправлять, что вполне можно совмещать с тактическим объединением командиров в системах, а также с запутыванием соперника. Ведь согласитесь, приятно отвлечь сильного вражеского генерала на какой-то пустяк, а следующим ходом сделать нечто важное и без всяких помех.

Масштаб действа

В обоих играх огромные поля, миниатюры, вот это вот всё. Однако масштаб ВК ощущается более … масштабным. Дело в том, что территорий тут намного больше, чем систем в ЗВВ, больше войск и гораздо больше манёвров. Некоторым будет даже сложно за всем уследить. Плюс-минус основные военные конфликты постоянно проходят в районе Мория-Ортханк-Хельмова Падь-Минас Тирит-Лориэн, однако помимо этих территорий на карте ещё полным-полно крепостей, которые тоже можно захватить, и это тоже будет котироваться. Просто представьте, какие манёвры можно мутить на территории в 40+ областей – обалденно же. Ну и конечно содержание поля – десятки миниатюр в самых разных частях карты. Их можно совмещать между собой, перегруппировывать, вести несколько армий в бой, и все эти армии будут огромны. Война действительно идёт полным ходом и почти никогда не прекращается. Красота, чё.

ЗВВ так масштабно не ощущается. По сравнению со Средиземьем галактики выглядят довольно камерно — есть явные углы, в которых можно затариться, всё поле очень легко просматривается, а армию гипер-масштабной не назовёшь. Конечно, и боевые единицы тут не такое пушечное мясо, как в ВК — некоторых нужно прям постараться убить, да и в целом бои здесь более тактично проходят. Но основного факта это не отменяет – ЗВВ по сравнению с ВК смотрится не таким гигантом.

Бой

Коль скоро обе игры про противостояние, разработчики и туда, и туда, завезли битву. В целом, суть одна и та же: кидать кубики и засчитывать попадания, наносить урон и защищаться. Конечно, реализация разная, и конечно одна лучше другой.

В ВК бой проходит на обычных d6 кубах. Перед битвой оборона может уйти в крепость и вести бой уже на более выгодных условиях. Перед каждой атакой игроки могут выбрать и разыграть боевую карту. После броска кубов каждое значение, равное или большее требуемого засчитывается, как один урон по войску врага. Бой идёт до тех пор, пока кто-то не отступит, или не уничтожится полностью.

В ЗВВ в начале боя игроки берут несколько карт тактики (определяется командирами, которые участвуют в битве). Затем раунд за раундом разыгрывают космическое и наземное сражение, во время которого используются нестандартные кубы d6 и взятые тактические карты. Финал битвы – уничтожение или отступление.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Битва на обычных d6-кубах в ВК – фи. Снова та же противная фатальность. Выпало – попал, не выпало – не попал. Карты битвы оказывают посильную поддержку, и иногда могут очень положительно повлиять на результат боя.

В ЗВВ ситуация и лучше, и хуже одновременно. Почти та же фатальность с результатом, но урон на кубах можно распределять по цвету, так как у разных войск разный тип здоровья. Это наличие выбора, это хорошо, это окей.

Тут я подхожу к главной претензии боя ЗВВ — карты тактик. Они, как и в ВК, должны влиять на бой, и со своей задачей справляются иногда чересчур хорошо. Если даже тебе не везёт на кубах, пара нужных, тех самых карт могут вытащить тебя и навалять сопернику. Тактика? Не, только слепая удача. Вы не подумайте, этот аспект должен присутствовать, я не против него. Но я против фатальности, когда у тебя и карты бесполезные, и промахи выпали, и ты с этим ничего не можешь поделать. Несколько раз было такое, что банально у соперника попадалась карта на переброс кубов, он их перебрасывал, наносил фатальный урон и выигрывал в партии. Ух, подгорает!

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Вы можете сказать: «но Максим, это же амери игры, тут случайность так и должна работать», и будете правы. Но знаете что? Эм… Ну… Всё равно подгорает, у-у-у, карты!

Таким образом, боем я не удовлетворён ни там, ни там, но, если в ВК я хотя бы знаю, что сейчас просто буду кидать кубики, в ЗВВ я со страхом ожидаю возникновения адского пламени в районе пятой точки.

Дополнения

В этом разделе я пройдусь по всем дополнениям к каждой игре и дам им краткую рецензию.

Звёздные Войны: Восстание. Рассвет Империи

События этого дополнения разворачиваются во время событий фильма «Изгой-один: Звёздные войны. Истории», который, в свою очередь, происходит за несколько дней до начала событий в фильме «Звёздные войны: Эпизод 4 — Новая надежда». Добавляются новые задания, командиры со своими картами, новые цели повстанцев. Из интересного: Империя начинает с недостроенной Звездой Смерти, добавляется механика жетонов-мишеней, расширяются возможности убийств генералов. Из потрясающего: вводятся новые правила боя и войска с фигурками. Теперь по порядку.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Новые цели повстанцев (напомню, их выполнение приближает конец партии) теперь более вариативны. Альянс теперь не знает, какие задания попадутся, и не сможет заранее подготовить всё для их выполнения.

Примерно половина заданий в колодах меняется на новые. Таким образом, дополнение меняет тактические возможности игроков. Более того, каждый сам выбирает, с каким набором карт будет играть.

Генералы, как выразился мой друг, «теперь мрут, как мухи». Действительно, у каждой стороны появляется по одной дополнительной возможности устранить вражеского командира и дополнительные возможности призвать новых своих. Неплохо для вариативности действий внутри одной партии (при условии, что такая карта попадётся).

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Ну и бой, нормальный бой, оооо моя оборона, это то, что все игроки в ЗВВ так хотели, и наконец получили. Фатальность ушла, теперь у нас есть возможность перебросить кубики, на что влияет генерал в бою. Карты тактики устарели (ещё в базе, ага), и на их место пришли карты улучшенной тактики, по две колоды для каждой стороны. В начале боя ты сам выбираешь, что разыграть.

Вот и всё! Всё, что нужно было для комфортной игры – возможность перебрасывать кубики и самостоятельно выбирать карту розыгрыша. Если у вас нет допа, не поленитесь, распечатайте карты улучшенной тактики, прочитайте правила кинематографического боя и больше никогда не мучайтесь!

Война Кольца. Владыки Средиземья

Первое дополнение можно обобщённо описать вопросом «а что, если?». На повестке: отделение членов братства до начала похода; подключение Смеагола до отделения Фродо и Сэма от основной компашки; выход Балрога из Мории; появление Готмога и Голоса Саурона и пр.

Появляются новые классные фигурки персонажей трилогии, некоторые сопровождаются кубиками. Некоторые меняют свойства великих колец. Персонажей братства теперь можно разместить в столицах их народов, а их карты заменить на альтернативные. Добавляется пара новых заданий.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Что касается хранителя Кольца, к отряду теперь может присоединиться Смеагол — очень полезный союзник. Для возможности победы по кольцу — довольно-таки хорошо.

Из очень приятных нововведений — старт членов братства в их столицах. Лично для меня первое время было проблемой в нужный момент разделить братство и отправить доблестных воинов и Пиппина на защиту крепостей. Дополнение мою проблему решает.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Новые кубики, которые появляются при введении новых персонажей дают дополнительные возможности. Немного, но они могут оказаться полезными. Не забываем, что это кубики в ВК и держим в голове, что «могут» сильно зависит от удачи. Введённые же персонажи сильно помогают в обороне двух крепостей света и в атаках сил тьмы.

Карты в размере шести и семи штук замешиваются в колоды размером по сорок восемь штук. В целом неплохо, шанс выпадения нормальный.

Война кольца. Воины Средиземья

Второе дополнение вводит в игру по три новых фракции для каждой стороны. Ну как фракции, просто новые войска. Основной смысл новой боевой силы сводится к тому, чтобы оказывать «поддержку» своим основным отрядам. Сами они безобидны, но вот если попадётся нужная карта… Кстати о картах – в игру вводится третья колода, отвечающая за действия сил поддержки. Эти карты формируют вторую «руку» и, разыгрываясь, либо передвигают, либо позволяют определённой союзной фракции атаковать врага по особым правилам. А теперь поглядим на них поближе.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

У Света теперь есть:

  • Орлы. Это те, кто мог долететь до Роковой горы и закончить сагу, но не сделал это, потому что… потому что. Их особенность – противостояние назгулам. В ущерб себе, но для общего дела. Летают по карте, клюют (но не печень) и умирают.
  • Энты. Деревянные ребята, которым надоело, что Саруман рубит их лес. Немножко могут двигаться, бить того, кто находится рядом, но нужно, чтобы хотя бы один из них и один любой спутник Братства кольца (настало время Мерри или Пиппина) находился с ними в Фангорне.
  • Призраки Дунхарроу. Неубиваемые врагами, но убиваемые передвижением воины, призвать которых может лишь Арагорн. Убивая одного своего, имеют шанс убить до трёх чужих. Сила мощная, опасная и для обороны Минас-Тирита и окрестностей идеальная.

У Тьмы:

  • Дикари. Унга-бунга на Роханцев, унга-бунга за Сарумана! Данные филологи способны примкнуть к урук-хаям белого мага, чтобы сражаться наравне с остальными воинами, по тем же правилам боя.
  • Пираты. Эти ребята придерживаются всего трёх правил:
    1. Никогда не изменяй условия сделки;
    2. Никаких имён;
    3. Никогда не открывать груз.

Да, вы правильно поняли: они – перевозчики, что перекидывают войска по морю.

  • Пауки. В целом, то же самое, что и дикари – если они с войском, то тоже бьются, если отдельно – то не бьются.
звёздные войны восстание и война кольца сравнение

Помимо новых отрядов с их колодами дополнение включает в себя и новые карты событий. Их ещё меньше, чем в первом дополнении, и они завязаны на действиях с новыми фракциями. Логично, так и должно быть.

Личное мнение

Мне трилогия Джексона милее эпопеи Лукаса, однако «Восстание» я считаю намного, намного интереснее и лучше, чем «Война Кольца». Ну а что такого, сейчас уже личное мнение пошло, теперь можно!

Главная причина в том, что ВК — это военный контроль территорий – вообще не мой жанр. Тут правит планирование военных действий, перемещение по территориям, а сложность добавляет лавирование между результатами на кубах. Карты, как инструмент игры, успешно выполняют свою роль. Под них можно подстроиться, ими можно улучшить свои шансы на успех или немного укрепить свои позиции. Они ситуативные, но, повторюсь, варгейм не на них держится. Видимо, из-за того, что мой постоянный соперник не гениальный стратег (а я там даже рядом не валялся), герои саги особо не путешествуют по миру, приключений нет. Зачем, если нужно просто быть в этой одной крепости и оборонять её? Исключение – Гендальф. Как правило, бегает к Саруману, убивает его энтами и сваливает обратно защищать мир от назгулов. Если в ваших партиях боевые члены братства прям путешествуют от крепости к крепости – пожалуйста дайте знать, что и так играть можно.

звёздные войны восстание и война кольца сравнение

ЗВВ — игра-калейдоскоп событий. Тебе не нужно удерживать территорию для победы. Тебе нужно соперника переиграть и уничтожить (с). Здесь ты не просто формируешь армию и завоёвываешь системы, тут ты выполняешь самые разные задания, преследуешь какие-то разные цели, при этом имея возможность непосредственно влиять на успех противника. Здесь на фоне глобальной гражданской войны рождаются уникальные истории людей (и пары нелюдей), которые потом можно рассказывать, как альтернативный сюжет саги. Помимо войны мы буквально творим историю именитых личностей – кто куда полетел, что сделал, кто в плен попал, потом его не смогли освободить, потом его вообще на тёмную сторону склонили, а этот на Звезду Смерти полетел, а там Дарта Вейдера из базуки убили (было дело, до сих пор помню). И таких историй за все мои партии уйма. Вот, где эмоции, вот где мне интересно проводить время.

Ну а так, сравнение «Восстания» и «Войны Кольца» — вещь довольно условная. Обе игры хороши, у обоих огромная фанатская база, и та и та монструозная, но главное — они разные. Эти игры – не замена друг другу, но выбор для игрока, в какую область податься. Отправиться ли в Средиземье, чтобы возглавить отряды урук-хаев и пойти на захват Хельмовой Пади, или полететь в далёкую-далёкую галактику, чтобы украсть чертежи Звезды смерти и в решающем бою взорвать её? Всё зависит от вас, а выбор, каким бы он ни был, всегда будет правильным.

Вам могут понравиться

нет комментариев

Оставить комментарий