Обзоры

«Феод». Обзор

настольная игра феод обзор

Автор: Максим Сомов

В статье представлен обзор очень глубокой и красивой настольной игры песочницы «Феод» с личным мнением об игре! После прочтения, у вас точно не останется сомнений подходит вам эта игра или нет.

О чем речь?

Сказка, где есть капитализм, кризис, воровство яблок и возможность напиваться – так бы я вкратце описал одну из самых сложных своих игр — «Феод».

Разработанный преподавателем журналистики Марком Суонсоном и локализованный на русский язык компанией Crowd Games Феод представляет из себя «песочницу» — игру, в которой игрок может делать, что захочет.

настольная игра феод обзор

Заняться правда есть чем, но не всегда понятно, чем именно. Сыграно было немало партий 2-мя и 3-мя игроками. Вчетвером и впятером я процесс не распробовал, поэтому имею неполное мнение. Прошу иметь это в виду.

Что внутри?

Взгляд скользит по коробкам с настольными играми. Синяя «Пандемия», оранжевая «Агрикола», чёрные «Звёздные Войны: Восстание», светло-серая «Цивилизация»… А тут что? Фиолетовая коробка нестандартного размера — это «Феод». Игра тяжёлая – весом в 3  килограмма и сложностью в 24 страницы нелёгких правил.

В комплекте:

  • Мешочек с разноцветными маленькими кубиками пяти цветов — это ресурсы. Белая селитра, жёлтая сера, коричневое дерево, чёрное железо и зелёные яблоки. Зелёный мешочек. На ощупь приятный.
  • Большие кубы. Это подданные каждого игрока, люди, руками которых мы свершаем наши дела. Держать под контролем можно троих. Подданный принадлежит к одной из шести гильдий (картинка гильдии смотрит наверх при размещении подданного на поле) и имеет специальное свойство, разыгрываемое с карты действия.
  • 11 карт действий для каждого игрока. Здесь у нас основное и дополнительное (необязательное) действие на каждой карте. Что выберешь, то и будешь делать. Интересное правило: когда игрок выбрал, какие карты будет использовать в этом ходу, он должен сказать «Да здравствует король». После этого карты перевыбирать нельзя. Восхитительный штришок, который мы неукоснительно используем в каждой партии. Он настолько хорош и несуразен одновременно, что данное правило незаметно перекочевало и в другие игры.
  • Жетоны эпох. Нужны, чтобы отмерять длительность партии. На обратной стороне возделываемые земли – территория, на которой производятся особые штучки. Считаются (только мной, но кого это волнует?) символом феодализма.
  • Жетоны поселений — заставы, фермы, города и феоды. То, что расположено на карте игры. Каждый раз по-разному, прошу заметить. Вариативность. Эти поселения в течении партии будут принадлежать игрокам и приносить выгоды.
  • Жетоны денег. Номиналом в один и пять шиллингов. Можно заменить на настоящие.
  • Монстры. Две раскрашенных фигурки наземного великана и подводного змея. Красивые, проработанные. Великан вообще милашка, если забыть о том, что по сюжету он питается людьми. Вы ими восхищаетесь, пока не возьмёте в руки. Они тяжёленькие! Предположительно, сделаны из гипса. Вы удивлены. На секунду. А потом снова восхищаетесь, но уже немножечко больше.
  • Памятка для каждого игрока, чтобы никто не забыл свои права и обяз… Только права, обязанностей нет.
  • Приятный запах настольной игры. Тут без комментариев.
настольная игра феод обзор

Поле заслуживает отдельного упоминания. По его краям нарисованы люди – первые лица представителей гильдий. Рядом явно места для заполнения жетонами или кубиками, и их довольно много. Это будущие ресурсы гильдий.

Карта королевства Дэниэла (именно здесь развернутся игровые события) изобилует городами, дорогами, птичками, пузырьками… А ведь эти птички и пузырьки – тоже дороги, только для подводных или воздушных кораблей. Передвижение, значится, тоже происходит не просто так. Ландшафт разнится – тут вам и высокие скалы, в которые не пройдёшь пешком, знойная пустыня с чарующими оазисами, острова, омываемые озером, города, стоящие прямо в воде, густые леса, живописные холмы и объединяет их кропотливая прорисовка. Стиль изумительный.

настольная игра феод обзор

В нижней части карты бочки — это вино, которым можно будет поить своих и чужих подданных. Алкоголь, к слову, в мире «Феода» (и не только) играет немаловажную роль. И в этот момент, несмотря на стиль рисовки, игра перестаёт быть детской…

Сложно играть-то?

Игра не простая. Порог вхождения высокий.

Первая партия в комплексные игры всегда сопровождается книгой правил. Вторая тоже. Здесь, чтобы сыграть правильно, нужно иметь опыт — двумя вводными партиями дело не ограничится. Да, «Феод» — игра очень непростая, но не особыми правилами, а их количеством. Согласно народному рейтингу на BGG, сложность оценивается в 4,56 из 5. Дело не в механиках или взаимодействиях — дело в «если» (в правилах это слово встречается сто семнадцать раз). Если вы хотите сделать действие А, и если на поле есть предмет Б, то получите результат В, иначе… — такого в правилах очень много и всё это надо держать в голове. Мне, например, чтобы разобраться во всём и более-менее играть без ошибок, потребовалось прочитать их четыре (четыре, Карл!) раза. Написаны они несложно. Информации много. Однако за всем этим кроется интересный и открытый мир игры. Мы не скованы слишком жёсткими рамками и вольны делать, что задумали. И вот на каждую из таких многочисленных задумок есть свои ограничения и последствия. Да, автор не смог уместиться в элегантные механики и спугнул много игроков. Но давайте отнесёмся к этому так: кто «Феод» осилил — прошёл отбор, красавчик, гигант мысли и входит теперь в элитный клуб «покорители непокоряемого».

Что ждет в игре?

По «сюжету», которыми всегда так блещут настольные игры европейской школы, мы выступаем в роли отпрысков богатых семей, и нас выгоняют из дома с жалкими пожитками. Надо срочно брать власть в свои руки! Как? Забралом к верху! Нужно получать королевскую почесть. Возглавлять и развивать поселения, строить феоды, воевать, взращивать урожай, путешествовать, захватывать ключевые точки, управлять гильдиями и двигать экономику страны. Для каждого найдётся занятие по душе. Главное – действовать.

настольная игра феод обзор

Итак, на игровом поле я могу выделить два глобальных объекта – карта мира и гильдии.

На карте разворачиваются территориальные действия. Каждый игрок, будто знатный вельможа, склонившийся над картой местности, управляет своими подданными — людьми, принадлежащими к одной из 6 гильдий.

Подданные – эдакие поверенные люди, чьими руками выполняются ваши поручения, чьи действия несут вашу волю по стране. Их нужно кормить, они могут пьянствовать и воевать (но не одновременно), их можно нанимать и отправлять в отставку они обеспечивают вам место в гильдии. Они — люди, не обременённые совестью, и не чураются воровать ресурсы из чужих поселений. Низко, но признайтесь – свобода не свобода, если вы не можете умыкнуть яблочко у соседа!

Подданные перемещаются по карте на своих двоих или на кораблях. Зайдя в поселение, они могут распространить там влияние игрока и бывшие ничейные крестьяне будут радостно  пахать в шахтах или отдавать вам деньги.

Кстати о поселениях. Это места, куда можно прийти и сказать: «Я тут теперь главный. Вот Вася, он будет управляющим. Работать». И поселение будет работать на тебя. Всегда есть смысл иметь больше поселений, ведь чем больше у Феодала земель — тем более он в почёте. Тем дальше продвинется и будет ближе к победе. Тем больше налогов и товаров он соберёт.

Товары. Они производятся фермами, принадлежащими игроку, и лежат на карте, ожидая продажи и не ожидая, что их украдут. Сбыть можно всё, кроме того, что игрок решит присвоить себе за эффективный менеджмент. Можете называть это коррупцией (как в игре), я назову это справедливыми дивидендами и положу эту случайно полученную селитру (нафига она мне вообще?) рядом со своими шиллингами.

Если же поселение занято другим игроком – не беда. Можно оставить там крепостного возделывать землю. И ты получаешь почесть и урожай, и твой феодал (контролирующий поселение игрок) – процент от  этого урожая. Вот правда – это одно из моих любимейших взаимодействий.

настольная игра феод обзор

Поселения захвачены и теперь можно решать, что с ними делать. Оставить, как есть – вариант, но если хочется большего – всегда можно вложиться в развитие, ведь чем больше  у вас, например, городов, тем больше налогов попадёт в ваш карман. Прокачка позволяет менять тип поселения и, в конце концов, дойти до феода – аналога крепости со своими налогоплательщиками, фермой и сторожевой башней. Три в одном! Вы восхитительны, но вынуждены обороняться, потому что крепости имеют тенденцию быть атакованными.

Конечно же, сражения тут есть. Они сложны в подготовке, недешёвы и должны быть оправданными, иначе результат не стоит своих усилий. Нападать можно на феоды, монстров или на других подданных. Чаще всего, с большой вероятностью нападают на пьяных — они не могут защищаться. Однако война в этих краях — дело нечастое (в краях, где было максимум 3 игрока одновременно).

Итак, жизнь в королевстве кипит: поселения меняют владельцев, странные люди летают меж скал и производят железо в пустыне, монстры терроризируют население, а за кулисами всего действа воротят дела шесть великих гильдий.

Гильдии – это центр экономики Феода. Они отвечают за производство и продажу всего, что есть в игре. Нужно купить ресурсы? Торговцам есть, что предложить. Хочешь больше урожая, нищеброд? Церковь будет молиться, ты только заплати. Кончились управляющие поселениями и крестьян никто не унижает? Рыцари лично вырастили полк для тебя. В общем если что-то нужно, у какой-то гильдии можно это купить. Кроме фермеров – они сами покупают товары за деньги или еду.

Товар, конечно, тоже сам собой на полках не появится. Сначала нужно дождаться, когда нужный будет в наличии. В идеале постоянно происходит конвертация одного в другое, сопровождающаяся получением либо денег, либо ПО. Но это уже зависит от самих игроков, и вот почему.

Гильдию можно возглавить и получать победные очки от её деятельности — отправлять или принимать товары, в зависимости от положения. Можно получать прибыль – треть дохода  всегда получает мастер гильдии. Тут всё на самом деле просто. Дал много – получил много. Ничего не сделал – застопорил экономику. Живи с этим, но помни – в тёмной подворотне на тебя могут накинуться, напоить вином и от твоего имени уже делать дела. Это не шутка, игра позволяет такое «непотребство».

настольная игра феод обзор

Кстати, что мне очень нравится – игроки сами управляют экономикой. Будучи мастером гильдии, появляется какой-никакой вес в игре. Как-то раз, управляя гильдией алхимиков, я не создавал новые корабли и частично парализовал движение соперников. Ко всему прочему, шекели крутятся между игроками и, единожды вступив в игру, уже из неё не выходят (в идеале). Нет абстрактного банка – копилки. Поэтому если кто-то стал беднее, то кто-то точно стал богаче.

Вот так проходят эпохи и игра заканчивается победой одного из игроков – того, кто сделал больше для королевства.

«Подводные камни» есть?

Конечно.

После определённого количества партий один мой друг столкнулся с тем, что игра его никак не цепляет. Я не мог не поразмышлять об этом и пришёл к такому выводу.

Конфликт вроде есть — каждый хочет побольше территорий. За места в гильдиях порой идёт нешуточная борьба. Постоянно нужно думать о прокорме своих подданных. Невероятно сложными эти действия не назовёшь, однако в совокупности с игровыми планами в тонусе они держат. Что не так?

Проблема пришла, откуда не ждали — реально открытый и свободный мир. Настолько, что у тебя не будет вообще никаких обязанностей (кроме базовых). Игра не выдаёт никакую миссию. Заработать больше всех ПО — это да, к этому стремятся, однако это  цель. Есть карты, дающие очки за владения — их в принципе можно отнести к миссиям (к простоватым и незахватывающим). Миссии в «Феоде» каждый определяет для себя сам. Песочница же.

Таким образом, Феод можно сравнить с одной небезызвестной игрой про темнокожего угонщика автомобилей в период между миссиями. Мир открытый, возможностей уйма, но сюжет, будь добр придумывай сам. Такой подход может подойти не всем.

Однако!

Давайте теперь отбросим эти сосунковые условности и я вам расскажу про настолку, которую обожаю.

Феод = свобода. Феод = возможности.

Каждый раз, готовясь к партии, у меня уже есть на неё план. Я уже прикидываю, в какой гильдии я хочу быть главным, и по какой стратегии идти. В процессе я обожаю обзаводиться новыми поселениями, подгонять их под мои цели и нужды. Как приятно ощущение своей власти! Редко, но получается договариваться с соперниками-союзниками о чём-то и действовать сообща. Маленькие союзы в евро-играх всегда греют душу. Я обожаю получать прибыль от действий других игроков. Действия в гильдиях имеют вес: кто бы что ни делал, условия для остальных могут меняться. Сложные правила? Пфф! Я осилил их и готов помогать другим в этом деле. У меня на пару часов есть своя империя, которую я создал сам – это ж обалденно! И, чёрт возьми, какая же шикарная тут рисовка!

настольная игра феод обзор

Так что, играть-то будем?

Если вы запомните все нюансы игры, если вы любите сложные игры про свободу, если вас не отпугнёт оригинальный стиль, если вы хотите почувствовать себя средневековым феодалом и если у вас голова ещё не закружилась от этих «если», нам с вами по пути.

Феод – игра странная, необычная, сложная и красивая. Она позволяет развлекаться и отдыхать на ином уровне. Ты просто играешь, строишь свою маленькую империю, зарабатываешь на продаже товаров и воруешь яблоки. Создаёшь. Поэтому я Феод и люблю. Всегда готов сыграть, была бы компания.

А если у тебя настрой а-ля «ничего не жду от партии, не знаю, что делать» — лучше не играть. Тут всё серьёзно. И вообще, казуальным хлюпикам в суровом средневековье не место.


Еще статьи с нашим обзором настольных игр и мнением о них можно почитать по этим ссылкам:

Вам могут понравиться

5 комментариев

  • Ответить
    Сергей
    31.03.2020 в 21:34

    Отличный обзор!
    Чувствуется, что действительно много наиграл перед написанием — все игровые условности изложены в простой и понятной форме. Тем, кто не играл сам, должно быть максимально понятно.

  • Ответить
    Максим Яранцев
    01.04.2020 в 15:15

    Спасибо! Очень приятно подобное читать :)

  • Ответить
    Андрей
    11.04.2020 в 23:15

    Подскажите, так как она играется вдвоём? А то на бгг на двоих не очень рейтинг.

  • Ответить
    Максим
    13.04.2020 в 14:09

    Как фанат, скажу, что вдвоём играется просто нормально. Взаимодействия немного, можно сделать максимум действий. Для практики каких-либо стратегий нормально.
    Экшен, конечно, от 3-х человек начинается. Тут уже и на карте больше взаимодействий, и в гильдиях, и дипломатия есть. Игра становится много богаче.

  • Ответить
    Андрей
    16.04.2020 в 16:16

    Наконец-то я узнал, как называется подобный вырвиглазный стиль рисовки и оформления)). Называется «Стиль изумительный». Ок, учтём.

  • Оставить комментарий