Обзоры

«Покорение Марса. Кризис». Обзор

покорение марса кризис

Автора: Максим Яранцев

В статье представлен обзор дополнения «Кризис» к настольной игре «Покорение Марса». Кроме обзора в статье мое личное мнение о дополнении, сформированное после восьми партий.

«Кризис» — это пятое дополнение к настольной игре «Покорение Марса». И первое дополнение, в котором игра будет подкидывать проблемы игрокам, что уже интригует.

Данное дополнение вводит в игру новый шаг в фазе солнечной системы — шаг кризиса. Фаза солнечной системы идет после фазы производства.

Что же привносит в игру «Кризис», давайте разбираться.

Состав дополнения

По факту дополнение «Кризис» состоит из двух модулей, связанных друг с другом. Это «комитет по терраформированию» и «глобальные события». Естественно новое дополнение не обошлось без новых корпораций и проектов.

Модуль «Комитет по терраформированию»

Данный модуль включает в себя планшет комитета по терраформированию, делегатов и жетоны политики.

покорение марса кризис

На планшете комитета шесть партий. Каждая из партий обладает одноразовым бонусом правления и политикой (жетоны политики). Бонус правления (одноразовый эффект) срабатывает в момент прихода партии к власти. Политика (длительный эффект или действие) начинает действовать после прихода партия к власти. И действует до тех пор, пока другая партия не захватит власть.

Игроки, в процессе игры, вступают своими делегатами в различные партии. Каждый игрок один раз в эпоху может отправить одного своего делегата в любую партию бесплатно. А вот вступление в любую партию каждого последующего делегата в этой же эпохе, обойдется в 5 мегакредитов.

покорение марса кризис

Но наличие или отсутствие делегатов никак не влияет на бонусы и политику. Бонус правления получают все игроки без исключения. Политикой партии также могут пользоваться все.

Делегаты нужны чтобы помогать с глобальными событиями.

Модуль «Глобальные события»

Этот модуль включает в себя планшет глобальных событий и карты глобальных событий.

На планшете три этапа глобальных событий: будущие, приближающееся, текущее. В процессе игры каждое событие поочередно переходит из одного этапа в другой и срабатывает в момент нахождения его на этапе «текущее» в фазе кризиса. Событие может быть как положительно, так и негативное. Оно действует на всех игроков.

покорение марса кризис

Что бы повысить положительный эффект события или понизить негативный необходимо иметь влияние в комитете. Влияние обеспечивают делегаты игрока на месте председателя, на месте лидера ведущей партии и делегаты в ведущей партии.

покорение марса кризис

В процессе движения события по этапам на планшете события, на планшет комитета добавляются нейтральные делегаты. Таким образом игра пытается забрать часть влияния в комитете у игроков.

Новые корпорации и проекты

В дополнении 5 карт корпораций и 16 карт проектов. Все корпорации интересные и очевидных лидеров или аутсайдеров нет. Так например, очень интересная корпорация «Септем Трибус». Действие корпорации позволяет получать по 2 мегакредита за каждую партию, в которой есть ваш делегат. А это значит, что можно за первые несколько эпох рассредоточить своих делегатов по всем шести партиям и до конца игры каждую эпоху получать по 12 мегакредитов.

Или, например, очень не однозначная корпорация «Терралабс». Она позволяет покупать проекты не за 3 мегакредита, а за 1. Но на старте у нее очень туго с деньгами — вы начинаете с 14 мегакредитами и в начале игры необходимо уменьшаете свой РТ на 1.

Что касается проектов, все они связаны с дополнением «Кризис». А значит, если вы решили разложить только базу, ни один проект из данного дополнения в колоду проектов из базы добавить не получится.

покорение марса кризис

Разное

Естественно в дополнения входят карты-памятки. А так же жетон достижения «колонизатор». Если вы играете на игровом поле из базовой игры, достижение «колонизатор» закрывается данным жетоном. Дело в том, что в классике для получения данного достижения необходимо поднять РТ до 35. В условиях «кризиса» это невероятно сложно, поэтому авторы снизили значения РТ до 26.

Сэтап

Дополнение «Кризис» не сильно увеличивает время на подготовку к партии. Потому что основная подготовка заключается в расстановке делегатов на планшете комитета по терраформированию и подготовке колоды глобальных событий.

Ощущение заявленной тематике

Тут авторам стоит отдать должное. У каждого игрока действительно кризис! Мало того, что периодически лезут какие-то не приятные события, к которым надо готовиться, так еще и на шаге кризиса рейтинг терраформирования каждую эпоху снижается. Называется это «пересмотр РТ». А как следствие снижается приток средств. И если каждую эпоху не повышать свое производство мегакредитов, вы рискуете остаться с мизерным доходом.

Время партии

Добавление к настольной игре «Покорение Марса» дополнения «Кризис» приводит к увеличения длительности партии. Так например, в партиях на 4-5 человек игра займет часов 5.

Личное мнение

Откровенно говоря, меня дополнение «Кризис» разочаровало. Я очень опасался брать «Кризис» после не понравившихся мне «Колоний», «Пролога» и «Проекта Венеры». Но все же решил взять с формулировкой: «для полноты коллекции». И именно такую роль сейчас выполняет данное дополнение. Коробка с «Кризисом» лежит рядом с другими дополнениями к «Покорению Марса» и потихоньку покрывается пылью. Что же мне не понравилось.

Сложно написанные правила игры

Правила — это четырех страничный буклет, в котором на самом деле не много текста. Правила вводят новые термины, например такие как ведущая партия и правящая партия. Не редко в процессе игры возникает путаница. Какая партия ведущая, а какая правящая?!

Правила сами по себе написаны очень сложно! Что бы сыграть первую партию с дополнением, мне пришло перечитать правила около четырех раз. И даже после этого я допускал ошибки в течении игры. И ладно бы ошибки были только в первой партии. Но я разбирался с нюансами правил и в течении второй, и в течении третьей игры. Либо у меня что-то не так с памятью, либо что-то не так с правилами.

Почему так долго?

Классическая игра «Покорение Марса» — это оптимальная по длительности настольная игра для любого количества игроков. Если разложить ее на двоих, длительность партии составит около 2 часов. На 4-5 — партия займет 3 часа.

Несмотря на то, что мне очень нравится настольная игра «Покорение Марса», для меня это игра на 2-3 часа. Не больше. Если же я готов уделить настольной игре больше времени, я лучше разложу что-нибудь помасштабней, что-нибудь поэпичней, что-нибудь более задротское. Например «Сумерки империи» или «Сквозь века».

Не оправданные надежды

Когда ты впервые слышишь о дополнении «Кризис», речь идет о каком-то парламенте или комитете, о каких-то депутатах или делегатах. И у тебя не вольно складывается мнение, что будут политические интриги, что надо будет поддерживать именно нужную для тебя партию, что имея влияние в партии ты будешь получать какие-то бонусы. И когда ты достаешь из коробки планшет комитета по терраформированию и делегатов, ты думаешь: «отлично! так и есть!». И в тот момент тебя даже не интересует второй планшет и какая-то пачка карт.

Но прочитав правила, разложив игру, ты понимаешь, что должен вступать не в ту партию, в которой тебе нравится эффект или политика, а в которую тебя заставляет вступить игра. А не вступишь, глобальное событие ударит по твоей экономике.

А как было бы классно если бы, например, играя за «Эколайн» можно было бы всю игру поддерживать политическую партию «Зеленые» и получать с этого очень приятные бонусы и эффекты. Была бы ожесточенная политическая борьба, переманивание делегатов, плетение интриг. Играть было бы гораздо интересней.

покорение марса кризис

С другой стороны, можно игнорировать глобальные события и поддерживать всю игру определенную политическую партию и получать ее бонусы. Но дело в том, что как только поддерживаемая вами партия, станет правящей, делегаты вашей партии возвращаются в запас.

Вероятно с точки зрения игрового процесса это правильно, но очень не логично. Мне кажется можно было бы как-то иначе обыграть этот процесс.

Кроме этого, чтобы ваша партия повторно стала правящей на следующую эпоху, ее для начала надо сделать ведущей. А это значит что в вашей партии должно быть больше делегатов чем в других партиях. Для этого надо потратить кучу денег. Так вот те бонусы, которые партия даст, будучи правящей, не идут ни в какие сравнения с понесенными тратами на выведение ее в лидеры.

Еще пара слов про отсутствии выгоды

Как было сказано выше, чтобы хотя бы частично избежать последствий негативных глобальных событий необходимо иметь влияние в комитете в виде руководителей, ну или хотя бы в виде представителя в ведущей партии. Но вот только, чтобы ваши делегаты смогли стать такими руководителями нужно потратить уйму мегакредитов. В итоге выясняется, что эти траты просто не равноценны потерям, которые нужно было бы понести, не имея никаких лоббистов в комитете. В таком случае, где выгода? Зачем тратить деньги на лоббистов? Не лучше ли потратить мегакредиты на проекты?

А как же положительные глобальные события?

Меня можно упрекнуть в том, что я умолчал о положительных глобальных событиях. Согласен, наравне с отрицательными, так же выходят и положительные глобальные события.

Но если к ним не готовиться, т.е. не продвигать своих делегатов в комитете, можно и так получить какие-нибудь «плюшки». А если готовиться, тратить деньги, будут ли эти «плюшки» настолько значительными, чтобы покрыть затраты и неплохо заработать на этом? Нет.

Выходит, что можно просто игнорировать комитет терраформирования и глобальные события. И продолжать играть в настольную игру «Покорение Марса», где игра будет каждую эпоху снижать твой РТ на один и периодически пакостить твоей экономике с помощью глобальных событий.

Тот момент, когда все же не стоит игнорировать дополнение

Если вы видите, что ваш делегат, будучи лидером партии, может стать председателем комитета по терраформированию, можно попытаться усилить свое влияние, добавив еще делегатов в свою партию. Потому что если ваш делегат станет председателем, это поднимет вам РТ на 1.

Второй момент в игре, когда нужно обратить внимание на «Кризис», наступает в последние эпохи. Дело в том, что во время последнего шага подсчета очков председатель и лидеры всех партий приносят по 1 победному очку. Вот тут-то и можно закинуть денег на продвижение своих делегатов в различных партиях. Если конечно, у вас нет других, более эффективных способов получения победных очков.

Вместо заключения

Очень надеюсь, что дополнение «Кризис» к настольной игре «Покорение Марса», как и обещали издатели, будет заключительным. Не охота больше разочаровываться в неудачных дополнениях к одной из моих любимых настольных игр.


Другие наши статьи по настольной игре «Покорение Марса» можно почитать по ссылкам ниже:

Вам могут понравиться

нет комментариев

Оставить комментарий