Советы по игре

«Сумерки империи». Карты технологий

сумерки империи 4 издание

Авторы: Максим Яранцев, Матвей Мишин

В настольной игре «Сумерки империи» своевременное и логичное изучение технологий является одним из факторов победы. Но что делать если технологий больше двух десятков и все изучить не получится? Как во всех них разобраться? Какие изучать, а какие можно оставить без внимания и почему? В данной статьи постараемся дать ответы на эти и другие подобные вопросы.

Карты технологий позволяют игрокам улучшать отряды и получать мощные способности. Карты улучшений – это тип карт технологий. 

У всех карт технологий (кроме улучшений) в правом нижнем углу есть символ, обозначающий цвет этой технологии. Этот же символ изображен на оборотной стороне карт. Цвета технологий, которыми владеет игрок, используются, чтобы удовлетворять требования соответствующего цвета, когда игрок исследует технологию. Технологии улучшений не имеют цветов и не могут удовлетворять требованиям для других технологий. У большинства карт технологий в левом нижнем углу есть ряд цветных символом – это и есть требования. Требования карты технологии обозначают количество и цвета технологий, которыми игрок должен владеть, чтобы исследовать эту технологию.

сумерки империи 4 издание

Технологи бывают четырех цветов.

сумерки империи 4 издание

Игроки могут частично или полностью игнорировать требования, используя определенные способности или технологические специализации планет.

сумерки империи 4 издание

Технологии

У каждой фракции существует 16 стандартных технологий и 2 фракционные. Фракционные технологии мы рассмотрим в отдельных статьях. Все стандартные технологии делятся на 4 ветки развития – биотехнологии (зеленые), военные технологии (красные), двигательные технологии (синие) и кибернетические технологии (желтые). В каждой из веток развития четыре технологии. Рассмотрим каждую из веток технологий.

Биотехнологии (зеленые)

Нейромотиваторы – во время фазы статуса вы берете 2 карты действий вместо одной. Первый уровень технологии, требования для изучения технологии отсутствуют.

Дэксивные воскрешатели – после вашей победы в наземном бою вы можете разместить на этой планете 1 отряд пехоты из вашего снабжения. Второй уровень технологии, требование – один зеленый символ.

Ускоренный метаболизм – во время фазы статуса получаете 3 жетона приказов вместо 2. Третий уровень технологии, требование – два зеленых символа.

Бактериологическое оружие Х-89 – действие: переверните эту карту и выберите 1 планету в системе, где есть хотя бы 1 ваш корабль со способностью «Бомбардировка»; уничтожьте все отряды пехоты на этой планете. Четвертый уровень технологии, требование – три зеленых символа.

сумерки империи 4 издание
сумерки империи 4 издание

В идеале лучше всего изучить только технологию третьего уровня. Если это не удастся, можно изучить технологию первого уровня, а после этого третьего. Если и так не получится, то лучше в принципе не тратить время на данную ветку развития. Почему? Объясняем. Технология третьего уровня (ускоренный метаболизм) позволяет получить очень хороший бонус – дополнительный жетон приказа каждую фазу статуса! Больше жетонов приказа – больше действий, больше отрядов. Технология первого уровня тоже не плохая – дополнительная карта действия каждую фазу статуса лишней не будет. Однако, и жетоны приказов, и карты действий можно получить с помощью карт стратегий. Поэтому, технологии хорошие, но их отсутствие не критично.

На наш взгляд эффективность отрядов пехоты очень низкая и помогает лишь от случайного захвата планет. Это когда оппонент, пролетающий мимо ваших планет, решает их захватить, потому что на них никого нет. Вот тогда вам пригодятся отряды пехоты. Если же кто-то нацелился захватить подконтрольную вам планету, никакая пехота вам не поможет. Поэтому «Дэксивные воскрешатели» сомнительная технология. Технология «Бактериологическое оружие Х-89» сильная, но ситуативная. Нужна только в том случае, если кто-то из оппонентов засел на Мекато-Рекс.

Военные технологии (красные)

Плазменные боеголовки – когда хотя бы 1 ваш отряд использует способность «Бомбардировка» или «Космическая пушка», вы можете бросить за один из этих отрядов дополнительный кубик. Первый уровень технологии, требования для изучения технологии отсутствуют.

Защитная сеть «Маген» – вы можете перевернуть эту карту в начале раунда наземного боя на планете, где есть хотя бы 1 ваш отряд со способностью «Планетарный щит», ваш противник не может проходить боевые проверки в этом раунде боя. Второй уровень технологии, требование – один красный символ.

Дюраниевая броня – во время каждого боя, после присвоения попаданий вашим отрядам, отремонтируйте 1 свой поврежденный отряд, который не использовал способность «Поглощение урона» в этом раунде боя. Третий уровень технологии, требование – два красных символа.

Штурмовая пушка – в начале космического боя в системе, в которой есть 3 ваших корабля или больше (не считая истребителей), ваш противник должен уничтожить 1 из своих кораблей (кроме истребителей). Четвертый уровень технологии, требование – три красных символа.

сумерки империи 4 издание
сумерки империи 4 издание

На наш взгляд два первых уровня являются проходными. А вот технологии третьего и четвертого уровня очень интересные. К тому же с «Дюраниевой броней» не все так просто. Давайте разберемся как работает данная технология на следующем примере. Допустим у нас три дредноута со способностью «Поглощение урона». 

сумерки империи 4 издание

После первого раунда боя нам нанесли два урона, и мы его распределили на дредноут №1 и дредноут №2. У данных дредноутов сработала способность «Поглощение урона» и весь флот остался в живых. 

сумерки империи 4 издание

После второго раунда боя нам нанесли еще один урон, и мы его распределили на дредноут №3. После распределения урона во втором раунде боя мы можем воспользоваться технологией «Дюраниевая броня» и отремонтировать дредноут №1 или дредноут №2, т.к. в это раунде боя они не использовали способность «Поглощение урона». Таким образом в третьем раунде боя у нас будет три дредноута из которых один будет полностью восстановлен и сможет снова «Поглотить урон», а два других – с одним уроном. 

сумерки империи 4 издание

На данном примере видно, что «Дюраниевая броня» повышает выживаемость отрядов, что очень важно при примерно одинаковой силе армии.

«Штурмовая пушка» – это сила! Лишиться в начале боя транспортника, на котором летят истребители, крейсера, дредноута или даже солнца война очень неприятно!

Двигательные технологии (синие)

Отражатели массы – ваши корабли могут передвигаться через поле астероидов и заканчивать движение в нем; когда отряды других игроков используют против ваших отрядов способность «Космическая пушка», добавляйте -1 к результату каждого броска кубика. Первый уровень технологии, требования для изучения технологии отсутствуют.

Гравитационный двигатель – после того, как вы активировали систему, добавляйте +1 к значению полета одного из ваших кораблей на время текущего тактического действия. Второй уровень технологии, требование – один синий символ.

Продвинутая логистика – во время каждого вашего хода в фазе действий вы можете совершить 2 действия вместо 1. Третий уровень технологии, требование – два синих символа.

Световолновой отражатель – ваши корабли могут передвигаться через системы, в которых есть корабли других игроков. Четвертый уровень технологии, требование – три синих символа.

сумерки империи 4 издание
сумерки империи 4 издание

На наш взгляд все технологии данной линейки очень ситуативные. «Отражатели массы» позволяют прятаться в астероидах, но астероидов не так много, чтобы для этого изучать технологию. «Гравитационный двигатель» ускоряет всего один корабль, а не весь флот. Полезно только если, например, с армией крейсеров летаем солнце войны или любой другой корабль с низким показателем полета. Может показаться, что «продвинутая логистика» очень полезная технология, но не редко приходится, наоборот, тянуть со своими действиями, в ожидании выполнения определенных действий оппонентами, поэтому выполнение двух действий подряд выглядит очень сомнительным удовольствием. Ну и «световолновой отражатель», интересная технология, но очень ситуативная.

Кибернетические технологии (желтые)

Сарвинские инструменты – когда хотя бы 1 ваш отряд использует способность «Производство» уменьшите общую цену производимых отрядов на 1. Первый уровень технологии, требования для изучения технологии отсутствуют.

Гравитонная лазерная система – вы можете перевернуть эту карту перед тем, как 1 или несколько ваших отрядов используют способность «Космическая пушка», ваш противник должен присвоить попадания, нанесенными отрядами, любым своим кораблям, кроме истребителей (при возможности). Второй уровень технологии, требование – один желтый символ.

Пролетные диоды – вы можете перевернуть эту карту в начале вашего хода в фазе действий, уберите 4 отряда ваших наземных войск или меньше с игрового поля и поместите их на 1 или несколько подконтрольных вам планет. Третий уровень технологий, требование – два желтых символа.

Объединенная экономика – после того как вы получили контроль над планетой, вы можете произвести на ней любое количество отрядов, общая цена которых равна или меньше значения ресурсов этой планеты. Четвертый уровень технологии, требование – три желтых символа.

сумерки империи 4 издание
сумерки империи 4 издание

На наш взгляд наиболее интересными являются технологии первого, второго и четвертого уровня. Из-за того, что практически каждый ход мы занимаемся производством отрядов, а бывает, что и не один раз за ход, не значительная экономия от «сарвинских инструментов» в единицу стоимости, к концу игры выливается в значительную экономию! «Гравитонная лазерная система» наконец-то позволяет эффективно использовать «космическую пушку». «Пролетные диоды» – очередная редко применяемая технология на пехоту. А вот «объединенная экономика» неплохая технология, которая дает возможность бесплатно пополнять свое войско не дорогими отрядами.

На этом этапе мы заканчиваем говорить о технологиях и переходим к улучшениям.

Улучшения

У каждой фракции 10 видов отрядов (база, ПСО, пехота, истребитель, транспортник, эсминец, крейсер, дредноут, солнце войны, флагман). Технологии для 9 из 10 отрядов доступны на момент начала игры (существующие технологии). Исключением является солнце войны. Для 8 из 10 отрядов существуют улучшения (улучшенные технологии). Исключениями являются солнце войны и флагман. Флагман уникален для каждой фракции, ряд фракций имеют свои фракционные технологии отрядов и улучшений, а одной из фракций, на момент начала иглы доступны, все 10 технологий отрядов, но обо всех фракционных особенностях мы поговорим в отдельных статьях, а сейчас обсудим типовые технологии отрядов и улучшения.

Базы

База – это сооружение, которое позволяет производить отряды. 

База I (существующая технология) производит отряды в количестве равном значению ресурсов планеты +2, а также предоставляет места для трех истребителей.

База II (улучшенная технология) производит отряды в количестве равном значению ресурсов планеты +4, а также предоставляет места для трех истребителей. Требование для изучения технологии – два желтых символа.

сумерки империи 4 издание

Улучшенная база позволит производить больше отрядов. На сколько это важно? Если доход ресурсов не большой, если состав вашей армии не предполагает массовое производство отрядов, в данном улучшении никакой нужды нет.

ПСО

ПСО (планетарная система обороны) – это сооружение, которое позволяет игроку защищать свои планеты при вторжении врагов.

ПОС I (существующая технология) имеет способности «планетарный щит» и «космическая пушка 6».

ПОС II (улучшенная технология) имеет способности «планетарный щит» и «космическая пушка 5» с возможностью ее использования против кораблей в системах, смежной с системой, где находится этот отряд. Требование для изучения технологии – один желтый и один красный символ.

Улучшенная ПСО полезна как дополнительный атакующий отряд. Но полезность очень ситуативная (т.к. ПСО стационарна) и не значительная (бросок одного кубика на 5). Поэтому если и строить ПСО, то от случайного захвата планет или когда выполняете цель «укрепите границы» на постройку определенного количество ПСО.

Пехота

Пехота I (существующая технология) – наземные войска стоимостью 1 (за два отряда) и боем 8.

Пехота II (улучшенная технология) – наземные войска стоимостью 1 (за два отряда), боем 7 и со следующей способностью – после того как отряд уничтожен, бросьте 1 кубик; если результат броска 6 или выше, положите фигурку уничтоженного отряда на карту улучшения технологии; в начале вашего следующего хода разместите все отряды с этой карты на планете под вашим контролем в вашей родной системе. Требование для изучения технологии – два зеленых символа.

Как мы уже говорили выше, пехота нужна только для случайного захвата планет и удержания Мекатол-Рекс. Поэтому и улучшение очень сомнительно несмотря на высокую степень регенерации отрядов.

Истребители

Истребитель I (существующая технология) – тип авиации стоимостью 1 (за два отряда) и боем 9.

Истребитель II (улучшенная технология) – тип авиации стоимостью 1 (за два отряда), боем 8, полетом 2 и способностью передвигаться без носителя, а также возможностью быть учтенным в резерве флота, при нехватке мест на кораблях. Требование для изучения технологии – один зеленый и один синий символ.

Не значительное, на первый взгляд, улучшение боя с 9 до 8, имеет взрывной эффект! Рой истребителей просто стирает с лица галактики не подготовленную армию оппонента. А появляющаяся способность передвигаться без носителя, позволит сохранить часть истребителей, даже если оппонент вывел из строя ваш носитель. Поэтому, улучшение к обязательному изучению.

Транспортники

Транспортник I (существующая технология) – тип авиации стоимостью 3, боем 9, полетом 1 и количеством мест 4 (места под пехоту и истребители).

Транспортник II (улучшенная технология) – тип авиации стоимостью 3, боем 9, полетом 2 и количеством мест 6. Требование для изучения технологии – два синих символа.

Куда нам с улучшенными истребителями и без улучшенных транспортников? Повышенная вместимость с 4 до 6 мест, а также увеличенная скорость с 1 до 2 позволит перевозить больше и быстрее. Очень приятное улучшение.

Эсминцы

Эсминец I (существующая технология) – тип авиации стоимостью 1, боем 9, полетом 2 и со способностью «заградительный огонь 9 (х2)».

Эсминец II (улучшенная технология) – тип авиации стоимостью 1, боем 8, полетом 2 и со способностью «заградительный огонь 6 (х3)». Требование для изучения технологии – два красных символа.

Эсминец – гроза истребителей. Но если эсминец улучшенный, это убийца истребителей! Только вдумайтесь в эти цифры – «заградительный огонь 9 (х2)» улучшается до 6 (х3). Имея в составе армии всего 4 эсминца, вы до начала боя можете бросить 12 кубов и каждый куб со значением 6 и более разнесет в щепки истребитель. Это очень сильно!

Крейсеры

Крейсер I (существующая технология) – тип авиации стоимостью 2, боем 7 и полетом 2.

Крейсер II (улучшенная технология) – тип авиации стоимостью 2, боем 6, полетом 3 и количеством мест 1. Требование для изучения технологии – один зеленый, один желтый и один красный символ.

Улучшенный крейсер – это самый скоростной тип авиации. Ситуативное улучшение.

Дредноуты

Дредноут I (существующая технология) – вид авиации стоимостью 4, боем 5, полетом 1, количеством мест 1, со способностями «поглощение урона» и «бомбардировка 5».

Дредноут II (улучшенная технология) – вид авиации стоимостью 4, боем 5, полетом 2, количеством мест 1, со способностями «поглощение урона» и «бомбардировка 5», а также с иммунитетом к картам «прямое попадание». Требование для изучения технологии – два синих и одни желтый символ.

Улучшение дредноута позволит не отставать по скорости от остальной улучшенной армии и … и, собственно, все. Иммунитет к «прямому попаданию» – сомнительное улучшение.

Солнце войны

Солнце войны – единственный вид технологии, который у всех фракций (кроме одной) отсутствует в начале игры, поэтому назвать данную технологию улучшением сложно, но в правилах к игре это все же считается улучшением. 

Солнце войны (улучшенная технология) – вид авиации стоимостью 12, боем 3 (х3), полетом 2, количеством мест 6, со способностями «поглощение урона» и «бомбардировка 3 (х3)», а также с эффектом лишения отрядов других игроков, в системе нахождения Солнца войны, способности «планетарный щит». Требование для изучения технологии – три красных и один желтый символ.

Солнце войны – очень сильный вид авиации, но очень дорогой! Вместо одного солнца вы можете построить 3 дредноута или 6 крейсеров, или 12 эсминцев/транспортников, или 24 истребителя/пехоты! Из-за высоких требований (4 символа) не в каждой партии удастся изучить данное улучшение.

Подходы к изучению технологий и улучшений

Существует два подхода к изучению технологий и улучшений. 

При первом подходе приоритетны технологии. Поэтому сначала изучаются желаемые технологии, а улучшения изучаются только в тех случаях, если они удовлетворяют требованиям.

При втором подходе приоритетны улучшения. Данный подход состоит из нескольких этапов:

  • определение типового состава армии (т.е. из каких типов отрядов будет состоять армия);
  • определение желаемого перечня улучшений для данного состава армии;
  • изучение технологий, которые позволят соблюсти требования по количеству меток к выбранным улучшениям;
  • изучение выбранных улучшений.

Считаем первый подход не рациональным, поэтому наши дальнейшие рассуждения посвящены второму подходу, а точнее наиболее эффективным, на наш взгляд, типовым состава армий. 

Типовые составы армий

Дредноуты, транспортники и истребители 

Суммарные требование к улучшениям – 4 символа (два синих, один желтый и один зеленый).

Именно такой состав армии чаще всего встречается у новичков в «Сумерки империи». У этого несколько причин. Дредноуты доступны с начала игры и на тот момент являются самым сильным типом войск. К тому же они подкупают своей способность поглощать урон. Транспортники в данном составе нужны чтобы перевозить истребители или пехоту. Истребители выполняют роль щита для дредноутов, а пехота нужна для захвата планет. Многие игроки, собирающие подобный состав, часто отталкиваются от наличия технологий разного цвета, которые они собирают для выполнения целей. 

Не редко игроки и вовсе игнорируют улучшения. Правда стоит отметить, что улучшения не значительно увеличивают силу данной армии, а вот скорость возрастает в два раза.

Транспортники и истребители

Суммарные требование к улучшениям – 3 символа (два синих и один зеленый).

Улучшение транспортников и истребителей не раз доказывало свою эффективность против состава, описанного выше. Дело в том, что улучшенные транспортники могут перевозить на себе целый рой истребителей! А улучшенные истребители, несмотря на их не высокий показатель боя, являются серьезной угрозой. И если в предыдущем составе улучшения в основном повышали мобильность армии и могли быть не изучены, то при текущем составе изучение улучшений является обязательным условием! Без улучшений подобный состав будет значительно слабей.

Солнце войны, эсминцы и истребители

Суммарные требование к улучшениям – 4 символа, если не улучшать истребители (три красных и один желтый) или 6 символов, если улучшать истребители (три красных, один желтый, один зеленый и один синий).

Как справиться с роем улучшенных истребителей? С помощью улучшенных эсминцев. Для их улучшения понадобиться два красных символа. Но эсминцы не могут выполнять роль основной боевой силой. Поэтому к ним добавляются солнца войны, у которых требование к улучшению – три красных и один желтый символ. Таким образом улучшение на эсминец является проходным к улучшению на солнце войны. Истребители добавляются в эту группы только как щит для солнц войны и, в принципе, не нуждаются в улучшении, но, если получиться улучшить и их, лишним не будет. Также как и предыдущий, данный состав без улучшений не жизнеспособен, даже больше – не реален (за исключением одной расы). По нашему мнению, данный состав является сильнейшим в игре.

Крейсеры

Требование к улучшению – 3 символа (один зеленый, один желтый и один красный).

Мы не хотим сказать, что только из крейсеров можно собрать полноценную и сильную армию, но крейсеры очень интересный вид отрядов с определенными задачами в игре. Улучшенные крейсеры имеют самый высокий показатель полета и одно место. Поэтому крейсеры успешно справляются с быстрым захватом систем, с добиванием отступающего вражеского флота и с защитой от случайного нападений в дальних системах.

На этом на данный момент все. Изучайте технологии, улучшайте отряды, открывайте новые стратегии и тактики, ну и самое главное – получайте удовольствие от настольных игр, и да прибудет с вами сила солнца войны!


Другие наши статьи посвященные настольной игре «Сумерки империи» можно почитать по следующим ссылкам:

Вам могут понравиться

2 комментария

  • Ответить
    Нума Помпилий
    16.09.2020 в 05:58

    Да, вот люди вроде бы и играли в TI, вроде и в теме разбираются, а советы местами пугают.
    TI — это игра не про сражения, а про выполнение целей. Публичных целей на космические бои просто нет, секретных почти нет, зато целей на захват планет — миллион. Следовательно, захват планет в игре — самое важное, а кто это делает? Правильно, пехота. Сколько раз видел, как могучий флот совершенно бесцельно висит над чужими планетами.
    Значит, пехоту надо производить постоянно и перебрасывать быстро. С первым очень помогает база 2 (а еще с истребителями), хотя да, часто приходится обходится без неё. Второе же решать АБСОЛЮТНО необходимо, и тут, помимо улучшенного транспортника, могут пригодиться и транзитные диоды, и гравитационный двигатель (который в статье вообще ужасно недооценен, о чем ниже).
    Складывается ощущение, что играли авторы то ли на 3-4 игрока, то ли на 14 очков, потому что флоты подразумеваются какие-то гигантские. «Всего 4 эсминца» — это какая-то жесть, я флоты больше 5 больших кораблей раз в год вижу. Дюраниевая броня подразумевает долгий бой крупных флотов, как часто у вас такое происходит? Гравитационный двигатель да, ускоряет «всего» один корабль. Первые пару ходов это частенько весь флот и есть. Потом это чаще всего флагман. Играть без двигателя, бывает, приходится, но всегда удручает.
    Вот гайд, который я считаю гораздо более удачным: https://tesera.ru/images/items/1615118/TI4_Factions_Overview_&_Strategy_Guide_(display).pdf

  • Ответить
    Матвей
    16.09.2020 в 13:19

    Спасибо за комментарий. Конечно, все очень сильно зависит от стиля игры ваших оппонентов. Может у вас в компании игроки сосредотачиваются на выполнении цели и никто никого не трогает и никто никому не мешает. В нашей компании играют агрессивно. Отжимают территории, вымогают карты обещаний, забирают товары, формируются псевдоальянсы двое против одного и т. д. Путь агрессии дает неоспоримое приемущество, так как вы получаете больше ресурсов и влияния. Какой прок вам от целей если у вас захвачена родная система? Или как вы собираетесь выполнять цели, если в шаге от ваших границ огромный флот? Пехота нужна лишь для захвата планет, в остальном она бесполезна, существенного сопротивления она оказать не может (так как есть технология бактериологического оружия). И да, у нас очень большие флоты, в резерве флота как правило у меня 9-10 жетонов и если не обращать на это внимание, то с вас спустят последние штаны.

  • Оставить комментарий