Обзоры

«Во сне и наяву». Обзор

во сне и наяву

Автор: Алексей Банько

В статье представлен обзор семейной настольной игры «Во сне и наяву», дополнения «Поиски самоцветов» и личным мнением автора об игре.

Введение

С творчеством Райана Локета (Ryan Laukat) я познакомился совсем недавно и неожиданно. Это была одна из его первых работ – «Древний мир», локализованная в далеком 2014 году компанией Hobby World. Игра настолько поразила меня своим гармоничным сочетанием игровых механик и запоминающимся визуальным стилем, что в ближайшие же несколько дней я перевернул все пыльные полки магазинов с настолками, барахолки и даже обращался к неким темным личностям, способным доставать редкие игры. Все ради того, чтобы заполучить себе этот раритет после пробной партии. Попутно узнал о том, что автор – настоящий человек-оркестр: сам рисую, сам пою. Сценарист, художник, автор множества игр, филантроп… Еще позже я узнал, что его перу принадлежит оригинальная стратегия «Восьмиминутная империя», а на горизонте уже маячили локализации новинок от компании «Лавка Игр» «Выше и ниже», «Дальше и ближе». «Восьмиминутная империя» оставила невыразительные впечатления и желание играть в большие стратегии с захватом территорий и развитой экономикой.

Купленный с рук «Древний мир» — по-прежнему регулярно раскладывается на столе. Иногда мечтаю, что её обновленную версию выпустят в России. Очень необычная семейная игра. Если главный редактор пропустит статью про старую и раритетную настолку, и если вам это интересно – буду рад рассказать о ней. «Выше и ниже» не пробовал. Игра заранее не впечатлила и показалась слишком простой и безнадежно детской. «Дальше и ближе» тоже оставил без внимания и не подписал предзаказ, подумав, что автор исчерпал себя… О чем сейчас очень жалею. И вот теперь, до России добралась «Во сне и наяву» — тактическая игра для 2 — 4 человек с простыми правилами, но интересным игровым процессом.

Мультивселенная Райана Локета

Добро пожаловать в Арзиум, край древних цивилизаций, диковинных созданий, невиданных чудес и сильных личностей. Великая сонная болезнь охватила Арзиум, вынудив всех его обитателей уйти далеко-далеко и скитаться по свету нестройной, то и дело засыпающей толпой. Ваша задача – найти их и пробудить, чтобы вместе отыскать ещё больше заблудших душ!            

во сне и наяву

Действие игры происходит в той же вселенной, что и в играх: «Выше и ниже», «Дальше и ближе», а также самых ранних работ Локета: «Islebound» и «City of Iron» , не издававшихся на русском языке.

Оформление и комплектация

Игра выполнена на самом высоком уровне. Начинается все с коробки: выборочная лакировка с фирменным стилем рисовки автора смотрится великолепно! Невероятное качество картона! Для такой маленькой коробочки — немалая толщина стенок. Подобный белоснежный картон я видел ранее только в «Острове кошек» и играх от В. Ласерды, но там все оправдывается солидным весом компонентов. «Во сне и наяву» — практически семейный филлер: быстрая и легкая. Видеть такое качество в этом сегменте очень приятно. При умеренной цене заметно, что на производстве не экономили. Карты нестандартного большого размера: очень плотные, с выраженной текстурой под лен и лакированной поверхностью. Приличное количество карт обеспечивает солидное разнообразие. Во время одной партии колода едва исчерпывает себя на треть.

во сне и наяву

Множество (96 штук) деревянных фишек исследований красного, желтого, зеленого хаки и лазурного синего цветов. И тут внимание к деталям: скругленные углы приятно ощущать в руке. 24 картонных плашки артефактов – единственное к чему можно придраться. Все дело в том, что различия межу ними очень минимальные. Всего 6 типов бонусов. Отличия касаются лишь соотношения стоимости и количества победных очков. Зато балансировать подобный минимализм очень просто и с балансом у игры все в полном порядке!

Игровой процесс

Игроки представляют собой лидеров спасательной экспедиции, путешествующих по землям Арзиума. Найденные и разбуженные персонажи присоединяются к вашему священному походу. В отличие от реальной сонной болезни – африканского трипаносомоза, игровая — не смертельна и практически безвредна. Люди просто внезапно засыпают пока их кто-нибудь не разбудит. Путешествуя по карточкам ландшафта, вы отмечаете пройденный путь выкладывая свои жетоны в определенной форме, согласно схемы на ней. Каждый персонаж ходит по характерному для него маршруту. При этом геометрическая фигура отображается на поле в той проекции, в которой игрок сидит перед полем, поэтому все игроки действуют по особому, даже со стандартными стартовыми картами. А когда дело доходит до найденных карт — разнообразие у игры зашкаливает.

во сне и наяву

После использования персонаж засыпает, т.е. его карточка инактивируется. Затем, когда все персонажи в распоряжении игрока засыпают, он их пробуждает (активирует). Заполнив карты жетонами, игрок, чьих жетонов на карте больше, забирает себе карточку персонажа, все фишки возвращаются хозяевам и выкладывается новая карта. Спасенные персонажи дают новые способы раскладки жетонов исследования и победные очки. Попутно можно находить монетки и приобретать артефакты, дающие дополнительные возможности и победные очки в конце. Игра идет по замкнутому кругу, пока один из игроков не наберет 10 карт персонажей. В конце всех ждет финальный подсчет победных очков.  

во сне и наяву

Правила в игре очень простые и небольшие по объему. На освоение уйдет совсем немного времени. Привлекать новичков можно очень быстро. Особенность игры в том, что можно легко изменять сложность, добавляя новые компоненты и правила. Рекомендуемый возраст игроков: от 8 лет. Для маленьких детей можно использовать упрощенный режим без использования артефактов. Но и взрослые найдут интерес в соперничестве на поле и рынке артефактов. А для опытных настольщиков и/или если захочется чего-то посложнее – режим игры с башнями.

Дополнение «Поиск самоцветов»

Маленькое дополнение, продающееся отдельно. «Поиск» вносит новый уровень стратегии в виде дополнительного планшета с россыпью нарисованных самоцветов. Распространяется в виде пакета с замком, наполненным компонентами. Состоит из четырех картонных, двухсторонних полей с изображенными самоцветами и набором акриловых кристалликов в цвет фишек исследования. Суть дополнения в закрывании акриловыми камешками нарисованных самоцветов. В конце игры полностью заполненные самоцветы приносят дополнительные очки в зависимости от количества и типа.

во сне и наяву

Выкладка кристаллов происходит всякий раз при взятии карты персонажа с поля, подобно основной игровой механике. Своеобразная замкнутая петля: мы выкладываем фишки, чтобы заполнить карту персонажа, затем заполняем планшет самоцветов кристаллами, согласно полученной карте. Такая дополнительная пристройка делает игру менее предсказуемой и более стратегической. Если вам понравилась базовая версия или хочется усложнить игру – однозначно стоит попробовать.   

Металлические монеты и промо-набор

Игра настолько мне понравилась, что были куплены металлические монетки. На одной стороне орнамент, напоминающий древнеегипетское изображение скарабея, на другой – лягушка. Приятно ощущать их тяжесть. А нейтральная по тематике чеканка удачно впишется во многие другие игры. Включая любимые: «Древний мир» и «Цитадели».

во сне и наяву

Промо-набор – удел исключительных коллекционеров и фанатов. Как уже говорил ранее: с разнообразием в игре все в полном порядке. Колода карт персонажей огромная и дополнительные карточки могут просто не встретиться партии.

Личное мнение

Приятно писать и рассказывать про хорошие игры. «Во сне и наяву» я могу назвать хорошей. Игра после партии оставляет легкое, приятное ощущение и отличное настроение. Её хочется иногда доставать с полки. Играть как «разогрев» перед большой настолкой или просто периодически садиться вокруг неё с близкими и отдыхать, раскладывая на общем поле фишки за чашечкой горячего напитка. Такова удивительная магия Райана Локета: вложенная в игру частичка собственного таланта и любви, через рисунки непременно затронет и ваше сердце. Мне кажется, что Локет делает игры прежде всего для себя и, с недавнего времени, для своих детей. Делает так, чтобы было интересно играть с ними, когда немного подрастут. Когда придется воспитывать и знакомить малышей с простыми ценностями: что есть добро и зло, помощь, сострадание, дружба. Особый стиль, внутренний подтекст и душа – вот что выделяет игры Локета и заставляет запомнить, любить, возвращаться к ним снова и снова.

Могу смело рекомендовать игру любителям пространственных пазлов, головоломок и тактических абстрактов. Игра предельно простая и суть игрового процесса легко передает любой летсплей. Если вам понравится то, как играют другие и захотелось присоединиться – это главная рекомендация для вас. Совсем маленьким детям игра может показаться скучной из-за абстрактных действий и монотонного (ровного) игрового процесса. При этом, если получится заинтересовать ребенка — это станет отличной тренировкой абстрактного мышления. А чтобы ребенок имел дополнительный стимул — родители всегда смогут незаметно подыграть ему. Взрослые же могут открыть приятную игру для знакомства с большим миром настольных игр и механикой: превосходства и борьбы на карте. Режим игры с башнями, коротко описанный в конце правил – прекрасно подойдет для опытных игроков. В нем борьба и взаимодействие буквально: выходят на новый уровень. Быстрые партии не надут заскучать и даже небольшой промежуток времени легко насытить игрой.

«В какой режим играть и приобретать ли дополнение?» – вопрос личный. Кому-то может показаться нагромождение дополнительных условий лишним, особенно при игре с детьми. Лично я практически сразу полюбил игру со всеми возможными опциями.

Вариант игры с башнями из фишек дает новый уровень и измерение для борьбы. От плоского и однотипного заваливания поля своим цветом к двумерной борьбе. Перестает работать принцип: кто первый удачно заполнил карту своими маркерами – тот ее и взял. В обычном режиме повлиять на «первый ход» можно было только артефактами с перемещением или заменой фишки. При игре с башнями — вы можете просто добавлять свои фишки вторым ярусом. Перекрытие вторым уровнем делает борьбу более напряженной. Однако, дефицит фишек заставляет более грамотно распределять силы и планировать на множество ходов вперед. Кроме того, начинает на полную работать карта Заставы с возможностью окружить фишку соперника и забрать дополнительные 3 победных очка. В режиме игры с башнями приходится внимательнее следить за ситуацией. А окружение может произойти с большей вероятностью. Поиски самоцветов – приятный бонус, немного сдвигающий акцент со сбора карт персонажей на дополнительные цели. Становится труднее спрогнозировать победителя, а значит – азарт и интрига поддерживаются до конца партии.

во сне и наяву

Райан Локет снова удивил меня простой, но очень оригинальной идеей с бесконечным множеством случайностей, слагающих победу в каждой партии. Запоминающийся стиль приятно радует глаз, а множество вариантов по настройке сложности/комплексности — делают игру универсальной. Базовая механика настолько проста в своей гениальности, что я не удержался и написал правила для одиночной игры на случай, если играть хочется как можно чаще, но не с кем. «Во сне и наяву» растопила мое сердце и я с нетерпением жду следующего проекта автора.

В очей прищуре – глубь Вселенной
И тайны канувших Миров,
Потоком Истины нетленной
Души коснутся из Основ.

И как теперь не верить в чудо,
Когда бок о бок с ним живешь…
Что в Жизни явь, что – сон-причуда,
В упор столкнувшись лишь поймешь…

Элена Солис

Напоследок немного сухих цифр: размеры коробки игры: 15,2 х 23,0 х 5,0 см. Размеры карт: 7,0 х 12,0 см. в количестве 60 штук.

P.S. Уважаемый читатель, любой написанный обзор или чужое «авторитетное» мнение не стоит и крупицы тех эмоций и впечатлений, что вы сами можете получить от игры. Побеждайте как можно чаще, не только в играх, но и в жизни!


Если вам хочется попробовать другие семейные игры, советуем ознакомится с нашими обзорами на настольные игры «Крылья», «Гунны» и «Повелитель Токио».

Вам могут понравиться

нет комментариев

Оставить комментарий