Обзоры

«Это моя война». Обзор

Автор: Максим Сомов

В статье представлен обзор настольной игры «Это моя война» с подробным описанием игрового процесса и душевным личным мнением об игре.

«На войне не каждый — солдат» — девиз игры, который как бы готовит игрока к тому, что теперь взгляд будет с другой стороны военных действий, а именно со стороны почти беспомощных гражданских. А вы что хотели, не все могут управлять цивилизациями и кидать в бой целые полка без вреда самому себе. Не все готовы бежать на врага с саблей наголо, а после «смерти» продолжать атаку. Эта игра, с нестандартной темой, показывает, что иногда для полного счастья нужно просто растопить печку и покушать.

Об игре

В безымянном восточно-европейском городе идёт гражданская война. Между двумя армиями, словно между молотом и наковальней, пытается выжить группа обычных людей. У каждого есть прошлое, будь то футболист, репортёрша или воровка, но к сожалению, не у всех есть будущее. Игрок(и) берут под свой контроль эту группу и, договариваясь между собой, распределяют рабочую (голодную, больную и депрессивную) силу между различными действиями. Проходят дни и ночи, персонажи пытаются выжить, а игроки – думаю как это сделать. Вокруг происходят различные события, город продолжает жить своей жизнью, а в конце проверяется условие победы.

Большой плюс игры в её масштабируемости – можно играть и одному, а можно и в большой компании. Персонажи не привязаны к игрокам, а все действия согласовываются между всеми. То есть можно играть вдвоём, а в какой-то момент присоединится третий. Пара минут на объяснение ситуации, и вы уже играете втроём. Идеально, когда в компании есть опаздывающий или рано уходящий человек.

С другой стороны, это и минус. За тобой никто не закреплён, и ты себя ни с кем не ассоциируешь. Эмоциональное вовлечение могло бы быть сильнее. А учитывая то, что происходит с героями, истории могли бы быть по-настоящему цепляющими.

Содержимое коробки

Тут в общем-то ничего особенного.

  • Игровое поле. Дом с комнатами – основное жилище наших бедолаг. Много мест для разных колод. Склад. Доступные для исследования локации.
  • Персонажи. Пластиковые фигурки, обозначающие героев. Производитель заморочился и на каждого персонажа выкатил свою фигурку. Может быть и атмосферно, но это единственные фигурки в игре, остальное – карты и жетоны. Как будто вовлечённости не убавилось бы, будь это что-то менее детализированное, но да ладно, красивенько. В наличии подставки разных цветов, чтобы различать кто есть кто.
  • Кубики. Три шестигранника, отвечающие за урон в бою и один десятигранник для всего остального.
  • Жетоны. Их, пожалуй, слишком много, но это оправдано игрой. Различные ресурсы и статусы персонажей в различных негативных аспектах. Будь то ранения, депрессия и т. д.
  • Карты. Много колод карт. Персонажи, локации, постройки, главы, цели, находки, люди и т. д.
  • Дневник и книга сюжетов. Правила и сценарии.
  • Листы сохранения. Специальные листы для записи прогресса партии.
  • Органайзер. Он мне непонятен. Игра была взята у друга на время, и я не видел, как что лежало изначально. Но каждый раз, когда мы всё складываем обратно, мне приходится проявлять мастерство изощрений.

Игровой процесс, с комментариями

Книгой правил является так называемый дневник. В нём поэтапно расписаны фазы суток (этапы игрового раунда) и правила на каждый этап. Интересная особенность – не нужно читать его полностью, чтобы начать играть – правила будут раскрываться постепенно, по мере первой партии. А ещё этот дневник должен переходить из рук в руки между игроками вместе со сменой времени суток. Тот, кто держит дневник – ведущий. За ним остаётся последнее слово, он производит манипуляции на столе и лишь ему дозволено трогать предметы. Последнее – вещь интересная, но спорная, поэтому мы быстро от этого отказались.

это моя война настольная игра

Итак, гЭймплЭй.

Утро

Происходит какое-либо событие, имеющее воздействие на грядущий день. Не сказать, что это сильно меняет вектор развития и принимаемых решений. Иногда проверяются условия мини-задач. Например, как-то раз нам нужно было предоставить военным действующее огнестрельное оружие, иначе нас бы покалечили. Утро проходит быстро и повлиять на него никак нельзя.

День

В это время суток каждый из персонажей отправляется делать дела. Так как война – время сложное, забота о себе страдает, отчего у персонажей появляются болячки. Ранения, болезнь, голод, усталость и депрессия отныне наши постоянные спутники. Выполнено это просто и элегантно: жетоны. Чем хуже состояние подопечного, тем менее он трудоспособен – меньше действий может сделать. На мой взгляд, здесь кроется основная сложность игры – баланс между потребностями. Если на вылазке получить кучу еды, но забыть про бинты, персонажи могут заболеть от переохлаждения. Потому что надо было проёмы дома заколачивать и печку топить. Печки нет? Так построить надо было из материалов, которые нужно было достать. При чём здесь вышеупомянутые бинты? Поверьте мне, они очень пригодятся в будущем.

На первых порах многие моменты забываются и сытые люди впадают в депрессию, потому что не выкурили сигарету и не выпили кофе. Больше болячек – меньше действий, поэтому смотреть надо за всем. Это заставляет держать мозги в тонусе, благо они коллективные.

Днём персонажи суетятся по дому. Кто-то больше, а кто-то меньше. Строительство, разгребание завалов, добыча ресурсов. Действий, как правило, крайне мало, на всё не хватает, особенно ближе к концу партии, и нужно распоряжаться ими мудро. Тут уже решаются локальные задачи, способные поставить в тупик. Добыть воды или построить верстак? Поспать в кровати или растопить печку? Проблем несоизмеримо больше, чем возможностей с ними разобраться. Настрой постоянно упаднический — атмосфера тяжёлой жизни передана хорошо.

Закат

Время пить и кушать, но не всегда на это есть ресурсы, а значит кто-то ляжет спать голодным, а кто-то наестся, чтобы голодать потом. Показатель важный и напрямую влияющий на количество действий персонажа. С опытом приходит понимание, как лавировать между состояниями голода так, чтобы действий в любом случае оставалось не меньше, чем до голода. Жестоко, но что поделать, жизнь такова, какова она есть.

Вечер

Здесь идёт распределение героев на спящих, охраняющих и охотящихся. И если первые и вторые остаются дома, то последние выходят в город, чтобы вернуться с добычей. По крайней мере мы на это всегда надеемся.

Ночь. Вылазка

Самая интересная лично для меня часть игры. На вылазках мы узнаём истории осаждённого города, получаем необходимые ресурсы, но самое главное – в этой части игры мы, игроки, испытываем больше всего эмоций.

это моя война настольная игра

В начале выбирается одна из трёх доступных для посещения локаций и в зависимости от её расположения, можно исследовать больше или меньше мест. У каждой локации есть свои события, и на этой соль-минор-ноте мы вплотную подбираемся к книге сюжетов. Не могу не провести аналогию с настольным Fallout – истории, истории и ещё раз истории. Больше тысячи уникальных ситуаций, но не все имеют возможность выбора. Скорее всего ваша группа наткнётся на послание на стене, возможно, найдёт какой-то предмет, а быть может даже станет свидетелем аборта. Все истории по-своему интересные. С каждой партией мы всё больше понимаем, что чувствуют обычные люди в условиях ужасов войны. Естественно, в эту атмосферу необходимо погружение.

Первую партию мы играли втроём. Во время ночной вылазки лидер предложил полезть на рожон. Для чего? Потому что «прикольно».

«Прикольно»!

Я был против, но второй игрок его поддержал и в итоге персонажи потеряли львиную долю добытого имущества и получили по рёбрам (а это ранения). Казалось бы, те же действия, но с формулировкой «возможно, мы найдём там что-то ценное» смягчили бы моё недоверие, но то, насколько просто относились к людскому здоровью, меня ой как не порадовало. Разный уровень погружённости в атмосферу стал причиной моего недовольства. Мне хотелось вжиться в роль и сделать всё аккуратно, с минимальными потерями, а лидер хотел поиграть. Получилось то, что получилось, а ту партию мы через пару ходов слили.

Но зато какая радость бывает при удаче!

это моя война настольная игра

Ситуация. Наша группа из двух героев натыкается на повстанческие войска. Они предлагают добровольно-принудительно выкрасть патроны из-под носа вражеских снайперов. Мы решаем, что выстрел в спину от своих же – не лучший вариант и соглашаемся рискнуть. И вот, патроны у нас, впереди пересечённая стометровка и есть выбор: пробежать или медленно проползти. Мы рассуждаем, дискутируем, предполагаем. Общаемся. Кооператив во всей своей красе! Решение – пробежать. Результат сообщит красный шестигранник. Шанс то ли один, то ли два результата из шести. Бросок… И персонаж выживает! Мы кричим, радуемся, показываем пальцем на выпавшую грань.

Рассуждая над такими вещами, я снова прихожу к выводу, что случайность – очень важная часть мира настольных игр. Планирование – это прекрасно, но живые эмоции, возникающие при удачном или неудачном броске – это бесценно. Особенно, когда ты переживаешь это вместе с друзьями.

Что-то похожее случилось, когда шанс попасться на снайпера был один из десяти, и я выкинул эту единичку. Персонажа подстрелили, он погиб, а вместе с ним погибло и последнее победное условие. Было и смешно, и грустно.

это моя война настольная игра

Другая ситуация. Персонажи натыкаются на пару, ведущую беседу о театре и его единственном жителе. Мол, этот мужчина не запирает двери ночью и уходит искать еду. Пара говорит, что обнесёт это здание позже. Мы, игроки, снова начинаем рассуждать и решаем сами навестить это место. Удача. Мы находим огромное количество еды. Снова ликование и радость, ведь на нашем собственном складе, так сказать, повесившаяся мышь уже давно иссохла.

В общем и целом (не придерёшься, Лёха), вылазка – это лотерея. Зачастую будет попадаться что-то более-менее нормальное, но не повезло с кубиком – и ты уже в окружении вооружённых людей застенчиво пытаешься откупиться бутылкой спирта.

А пока в городе промышляют наши мародёры, к нам в дом могут прийти мародёры чужие…

Ночной налёт

Самая моя нелюбимая фаза. Достаётся нелюбимая карта из нелюбимой колоды и любимые русские слова сообщают о том, сколько вещей утащили со склада и как сильно ранили часового. Цифры эти можно уменьшить, заранее выдав оружие часовому и заколотив проломы в стенах дома.

Рассвет

Группа возвращается домой, неся с собой припасы. Просыпаются те счастливчики, которым удалось поспать ночью. Начинается новый день.

После этой фазы игра предлагает сохранить процесс и продолжить позже. Не самый элегантный, но вполне рабочий вариант – на специальном листочке вписать от руки всё, что расположено на карте.

Личное мнение (и немножко личной истории)

Впервые я услышал об этой игре (именно настольной), кажется, в 16-17-м году, когда плотно начал увлекаться настолками. Возможно, сначала я видел обзор правил от всеми любимого Алексея Зуйкова. Уже тогда меня заинтересовала атмосфера игры. Тот же Илья Мурсеев из OMG настолько эмоционально делился своим игровым опытом, что я подумал, «уау, а игра-то на самом деле морально тяжёлая». Было озвучено много предостережений, мол, «вы не выдержите несколько партий подряд», «в это надо играть раз в сезон тоскливыми дождливыми вечерами» и всё в таком духе. Это звучало практически отовсюду я и принял эти мысли, выделив именно эту игру из множества других, тем не менее, совершенно не стремясь к покупке. Но вот проходит несколько лет, и я вижу эту коробку у своего друга. Одна просьба и партия разложена уже с моей компанией. Несколько партий позади. Прочувствовал ли я всю эту палитру негатива?

Мои ожидания были слишком высоки. Знаете, как выглядит разочаровавшийся последователь ажиотажа? Сомов Максим, вот как он выглядит. Нет, негатива в игре достаточно, но после той партии, где был «прикол», я как-то резко подостыл. Теперь испытания и проблемы персонажей воспринимаются не как личные превозмогания, а как головоломка, которую подкинула тебе игра и которую нужно решить. Я правда пытался вжиться в героев, но случайно брошенная фраза всё оборвала. А ведь в компьютерной версии я ни продержался и суток, расстроившись, что одного из трёх моих персонажей убили в вылазке!

Но был один момент, который зацепил. Однажды, во время вылазки, наша группа наткнулась на мужчину, у которого намедни умерла жена и он никак не решался её кремировать. Согласитесь, сцена не из приятных. Был выбор помочь ему (больше морально) сделать это, но потерять время, за которое мы могли найти необходимые припасы, или уйти с фразой «…пусть придумает что-нибудь креативное». Мне тогда так жалко стало этого мужика – у него горе, а тут такие «помощнички». Я прям оскорбился, насколько эта фраза была циничной и озвучена моими подопечными. И это, к сожалению, единственный случай, когда я испытал обиду/жалость.

Тем не менее игра в какой-то степени доставляет удовольствие. Ты постоянно ищешь баланс между удовлетворением потребностей героев и выживанием. Довольно легко всё может пойти не по плану. И как бы это ни было парадоксально, когда всё идёт хорошо, становится элементарно скучно. Ты не сопереживаешь вымышленным героям по-настоящему, а управление большими запасами не требует большого ума. Благо, дела идут хорошо только в начале. Потом пара неудачных встреч, не то значение на кубике, и снова здравствуйте голод и депрессия.

это моя война настольная игра

«Это моя война» — игра уникальная. Отличает её от остальных то, что она поднимает вопросы страданий и тяжёлых решений. Да, она подходит не всем. Мне, например, она не понравилась. Нужная атмосфера не была достигнута, плюс, игра не моя, а к чужим играм у меня отношение достаточно прохладное. Кто-то наоборот переполняется этим всем настолько, что отказывается повторять такой опыт. Но конечно есть и ценители.

Ковалев Алексей, ещё один наш автор, очень любит эту игру потому что по-настоящему переживает за героев. Он предпочитает играть в неё соло, и я могу его понять. Когда ты остаёшься один на один со всеми тяжбами судьбы героев, когда не с кем разделить дилемму выбора, когда никто не отвлекает тебя от полного, твоего, погружения, ты ощущаешь себя одним из них. Одним из маленьких людей, оказавшихся по волею случая не в то время и не в том месте, вынужденный просто-напросто выживать. Тогда-то ты и чувствуешь всю эту боль.

И вот за это я готов сказать игре спасибо.


Обзор на другие настольные игры, в которых также придется приложить не мало усилий чтобы выжить, вы сможете найти по следующим ссылкам:

Вам могут понравиться

2 комментария

  • Ответить
    Даян
    30.09.2020 в 04:07

    Классная игра, мне понравилась! Сыграл бы ещё!

  • Ответить
    Puperman
    01.10.2020 в 21:53

    А мне игра очень нравится. Больше играю в нее соло, конечно. Мне кажется, что это идеальный соло-гейм. Ощущение, как будто садишься смотреть фильм, не видев трейлера, знаешь, что он грустный будет, но совершенно непредсказуемый финал, будет ли хэппи-енд или нет?
    Я вам очень рекомендую сыграть в одного в эту игру. Когда играли в компании, у нас есть товарищ, который играет всегда на победу. Поэтому он пытается выиграть в любой игре, даже в такой, несмотря на события.

    Играя же сам, я пытаюсь отыгрывать за группу, как если бы я был лидером этой группы. Вот прогнал бы я голодных детей-сирот, которые пришли в нашу заброшку, хотя у нас и так нечего есть. Оставил бы я полураздетую девушку, которую утащили солдаты в другую комнату с целью изнасиловать. Попытался бы я им противостоять?
    Игра предлагает очень тяжелый и сложный моральный выбор. На что ты готов, чтобы остаться в живых? Будешь обворовывать таких же голодных и обездоленных, как ты сам, когда у тебя в руках винтовка, а у них нет. Бросишь ли слабого и раненого, только чтоб остаться в живых?
    Иногда я выполнял цель, но ощущения были очень неприятные, всплывал эпизод, в котором я поступил с моей стороны плохо. А иногда проигрываешь, когда последний выживший погибает, помогая старухе или ребенку, или какому-то другому слабому персонажу, и нет этого отвратительного чувства несправедливости. В голове снова и снова всплывает вопрос: «А разве был выбор? Стоит ли жить дальше, если поступать плохо, идя против своего естества?» И ответ всегда «нет»! Зачем такая жизнь, если ты наплевал на все человеческое, если ты грабил и дрался с несчастными, чтоб отнять у них последнее?
    Эта игра отличный способ узнать самого себя лучше. На что ты готов ради выживания?
    Наверное, нет.

  • Оставить комментарий