Советы по игре

«Великий западный путь». Мастеровитый прораб

великий западный путь


Автор: Максим Яранцев

В статье вы найдете несколько советов по настольной игре «Великий западный путь» при игре через строителей и возведение построек.

Бескрайние прерии. Журчание реки. Легкий ветерок. Чистое голубое небо и слепящее солнце. Мирно пасущееся стадо коров. Вдалеке едва слышен гудок паровоза. А с соседней фермы почти не различимо доносится стук молотков и завывание двуручной пилы. Представили? Добро пожаловать в настольную игру «Великий западный путь»!

Данная настольная игра мне полюбилась настолько, что я уже несколько месяцев с удовольствием вновь и вновь раскладываю ее. Наиграв большое количество партий, я пришел к выводу, что в игре существует три очевидных стратегии, связанные с типами рабочих:

  • профессиональный погонщик скота (ковбои);
  • мастеровитый прораб (строители);
  • искусный машинист (инженеры).
великий западный путь игра

Несколько советов по игре через найм ковбоев и закупку коров мы написали в статье «Великий западный путь». Профессиональный погонщик скота. Кроме этого, порассуждали о том как играть если у вас преимущественно инженеры в статье «Великий западный путь». Искусный машинист. А значит время пришло для заключительной статьи, в которой мы поделимся своими соображениями при игре через строителей и возведение построек.

Мастеровитый прораб

Я думаю не секрет, что играть через строителей сложнее всего. Надо оптимально выбирать клетки на игровом поле для возведения построек, всегда следить за прогнозом, правильно комбинировать постройки и за всем этим не забывать, что игра заставляет нас гнать скот в Канзас и везти его по железной дороге.

Так как набрать максимум победных очков (ПО) играя за строителей? Давайте разбираться.

Обзор клеток для застройки на игровом поле

Непосредственно сами клетки на игровом поле не приносят ПО, но они дают возможность выполнять дополнительные действия, которые, в купе с другими действиями, принесут ПО.

Все клетки для застройки на игровом поле можно разделить на две группы:

  • без дополнительного действия;
  • с дополнительным действием.

Дополнительным действием игроку предлагается:

  • либо сбросить одну карту скота Джерси, передвинуть фишку сертификата на одну клетку вперед и получить две монеты;
  • либо сбрось одну карту скота любой породы и передвинуть фишку сертификата на одну клетку вперед.
великий западный путь

Не смотря на то что при выполнении первого действия кроме сертификата, можно получить еще и две монеты, второе действие более выгодное. Оно позволяет сбросить любую не нужную карту скота.

Клетки с дополнительными действиями располагаются в четырех зонах:

  • две клетки после наводнения;
  • одна после засухи;
  • две после вигвамов;
  • две после камнепада.

Наводнение, засуха, вигвамы и камнепад — это группы клеток проходя через которые придется раскошелиться чтобы дойти до своего здания, если на этих клетках лежат жетоны. Поэтому важно всегда следить за прогнозом и ориентироваться на него при планировании строек.

Две клетки после наводнения наименее интересные. Дело в том, что при выполнении действия на любой из них в руке надо иметь карту скота Джерси. А это не всегда возможно. К тому же, данная группа клеток стоит на самом старте, когда у нас практически нет возможности найти нужную нам карту в колоде. Не говоря о том, что бы найти сразу две одинаковых, если вы вдруг возвели две постройки подряд.

великий западный путь

Не смотря на то, что после засухи всего одна клетка с дополнительным действием, в этом месте постройка возводится довольно часто. Дело в том, что дополнительное действие на этой клетке позволят сбросить любую карту скота.

великий западный путь

После вигвамов две клетки под строения с обеими типами дополнительных действий. Но в данной зоне строительство происходит редко. Причина этому — вероятность выкладывания большого количества жетонов вигвамов и, как следствие, полное обнищание при прохождении через индейские поселения.

великий западный путь

И наконец зона после камнепада. Данная зона как же как и зона после вигвамов имеет две клетки под строения с обоими типами дополнительных действий. Но строительные площадки после камнепада всегда более востребованы чем после вигвамов. Дело в том, что количество клеток на камнепаде, на которых могут лежать жетоны опасности, проходя через которые необходимо будет заплатить, значительно меньше, чем клеток под жетоны вигвамов.

великий западный путь

Таким образом наиболее интересные места — после засухи и камнепада. Во многом это связано с наличием действия позволяющего сбросить любую карту скота.

Кроме этого, замечательное место для возведения постройки находится на перекрестке между клетками C и D. Дело в том, что это единственно место, через которое можно пройти к строению на клетке D. Поэтому если вы до нейтрального строение поставите свое, позволяющее собирать мзду за проход, ваша постройка принесет вам не мало денег.

великий западный путь

Общие сведения о жетонах построек

Все частные постройки приносят ПО. И чем больше требуется рабочих для возведения строения, тем больше ПО она принесет.

В игре в общей сложности 27 типов построек:

  • 7 односторонних жетонов нейтральных построек, которые всегда находятся на игровом поле;
  • 10 двусторонних жетонов частных построек.
великий западный путь

На любой постройке в нижней части жетона буквенно-цифро-графическим способом указаны действия, которые игрок может выполнить при остановке на данной постройке. Действий может быть от 1 до 3.

На постройках, которые могут возвести игроки, дополнительно указано количество рабочих, необходимых для возведения данного строения (верхний левый угол) и количество ПО, которые игрок получит если на момент окончания игры постройка все еще будет на игровом поле (верхний правый угол).

Я не зря делаю оговорку «все еще будет на игровом поле». Дело в том, что максимальное количество рабочих, которое возможно нанять, равняется 6. А для возведения некоторых построек необходимо 8, а то и 9 рабочих! Подобные строения возводятся взамен более простых, для строительства которых нужно не больше 6 рабочих. При этом жетон постройки, взамен которого было возведено новое строение, навсегда выходит из игры. И ПО с этого строения вы уже не получите.

Все выше сказанное говорит о том, что к возведению построек необходимо относиться очень внимательно и избирательно, одновременно:

  • наиболее эффективно располагая постройки на игровом поле;
  • получая максимально возможное количество ПО с построек;
  • выстраивая стратегию на возведенных постройках.

Обзор построек

Постройки для строительства необходимо выбирать не только для получения ПО, но и с целью их эффективного использования. На частных постройках можно выполнять множество действий. Как доступных каждому игроку на нейтральных постройках, так и уникальных. Ниже представлен обзор все частных построек.

Постройка 1a. Для возведения требуется 1 строитель. Приносит 1 ПО.

Позволяет получить доход в количестве 2 монет за каждое свое строение в лесу. Кроме этого, дает возможность собирать налог со всех проходящих через него игроков. Не плохая постройка для получения хорошего дохода.

Постройка 1b. Для возведения требуется 1 строитель. Приносит 1 ПО.

Позволяет, сбросив 1 карту цели, передвинуть фишку сертификатов на 2 клетки вперед. При этом не понятно откуда необходимо сбрасывать цель — из руки, из колоды или со стола. Если проводить аналогию с картами скота, то необходимо сбрасывать из руки. Если это так, то данное действие будет работать крайне редко. Так же постройка позволяет передвинуть поезд на 1 клетку назад, получив за это 3 монеты, и собирать налог со всех проходящих через нее игроков. Постройка в целом очень сомнительная. Ее можно построить с целью получения дохода или как промежуточный вариант для возведения более интересных строений. Кроме этого, ее можно использовать в одной комбинации построек, о которых мы поговорим ниже.

Постройка 2a. Для возведения требуется 1 строитель. Приносит 1 ПО.

Позволяет получить доход в размере 4 монет, если сбросит 1 карту скота Гернсийская. Кроме этого появляется дополнительное действие «купить скот на рынке скота». Очень не плохое строение. Получили высокий доход всего с одной карты и, немного добавив, прикупили коров.

Постройка 2b. Для возведения требуется 1 строитель. Приносит 1 ПО.

Позволяет, сбросив 1 карту скота Джерси, передвинуть поезд на 1 клетку вперед. А за 1 карту скота Голландская опоясанная получить 3 монеты. В целом сооружение не плохое позволяющие как получать доход, так и двигать поезд. Не рекомендуется возводить данное строение на клетке с дополнительным действием. Это связано с тем, что необходимо будет иметь конкретный набор карт при подходе к данному строению. Что не всегда возможно.

Постройка 3a. Для возведения требуется 1 строитель. Приносит 1 ПО.

Позволяет, сбросив 2 разных карты скота, получить 3 монеты. А так же передвинуть своего пастуха на 1 шаг. Постройка хороша действием «передвиньте пастуха». Получив деньги на текущей постройке, можно зайти в следующую постройку и выполнить все действия там. Важно помнить, что пополнять количество карт на руке, при переходе с одной постройки на другую с помощью действия «передвиньте пастуха», нельзя.

Подобные типы строений мы с друзьями называем подготовительными. Они готовят нас к выполнению действий на следующем строении.

Постройка 3b. Для возведения требуется 2 строителя. Приносит 3 ПО.

Позволяет выполнить вспомогательное действие и передвинуть пастуха на 1 шаг. Данное строение еще один пример подготовительного. Например, у вас на руках не те коровы для обмена, или не хватает денег для выполнения действий, или ваш поезд не доехал до места назначения. Все это можно выполнить на данном строении и перейти к следующему уже подготовленным.

Постройка 4a. Для возведения требуется 2 строителя. Приносит 3 ПО.

Позволяет убрать один любой жетон опасности за 5 монет и передвинуть пастуха до 2 шагов. Кроме этого, дает возможность собирать налог со всех игроков проходящих через строение. Неплохое здание для строителя. Позволяет убирать за небольшую плату жетоны опасности, которые мешают проходить к своим зданиям.

Постройка 4b. Для возведения требуется 2 строителя. Приносит 3 ПО.

Позволяет перебрать колоду карт в зависимости от количества нанятых ковбоев и передвинуть пастуха до 3 шагов. Кроме этого, дает возможность собирать налог со всех игроков проходящих через строение. Очень интересное строение. Оно относится к типу подготовительных. Возводится перед строением, на котором необходимо будет, для выполнения действий, иметь определенный набор карт. Либо выставляется перед самым Канзасом, что бы получить максимально выгодный набор перед отправкой скота по железной дороге. Но важно помнить, что выставляя эту постройку перед Канзасом, мы теряем действие «передвиньте пастуха на 3 шага».

Постройка 5a. Для возведения требуется 3 строителя. Приносит 4 ПО.

Позволяет нанять любого рабочего со скидкой в 1 монету, а так же передвинуть поезд на столько клеток, сколько у вас инженеров. Наверное, это самое ценное строение из всех благодаря действию найма рабочего. Считаю, что при доступности данного строения, его нужно возводить обязательно и как можно быстрее. При этом не важно через какую комбинацию построек вы играете.

Постройка 5b. Для возведения требуется 3 строителя. Приносит 4 ПО.

Позволяет при сбрасывании 1 карты скота Черный Ангус передвинуть фишку сертификата на 2 клетки и получить столько монет, сколько у вас инженеров. Не смотря на то, что первое действие проходное, в целом строение хорошее, если вы играете через комбинацию построек «строитель-инженер». Подробности ниже.

Постройка 6a. Для возведения требуется 4 строителя. Приносит 5 ПО.

Позволяет, сбросив карту скота Голштинская племенной ценностью 3, получить 10 монет и выполнить вспомогательное действие. Очень хорошее строение на получение дохода. Но, данный тип коров еще необходимо купить на рынке скота и в нужный момент иметь у себя на руке. Поэтому перед этим строение необходимо ставить какую-нибудь постройку на перебор колоды скота. При этого важно помнить, что данная порода коров приносит меньше всего ПО. Даже среди других пород с такой же племенной ценностью.

Постройка 6b. Для возведения требуется 4 строителя. Приносит 5 ПО.

Позволяет получить 3 монеты и цель сразу же в руку! При этом придется сбросить 1 любую карту скота. Интересное, но неоднозначное строение. Одновременно захламляет руку, заставляя выложить цель которую не факт что получится выполнить и дает интересную мини-комбинацию. Подробности ниже.

Постройка 7a. Для возведения требуется 5 строителей. Приносит 6 ПО.

Позволяет передвинуть фишку сертификата на 2 деления и получить 2 монеты за каждую вашу пару зеленого и синего вигвама. Кроме этого, дает возможность собирать налог со всех игроков проходящих через строение. Что важно, это одно из двух строений имеющих сразу два символа руки! А значит и налоговый сбор будет хороший. К сожалению, кроме данного факта строение больше ничем не примечательно. Выполнять действие конечно же можно, но только если вы зададитесь целью сбора жетонов вигвамов.

Постройка 7b. Для возведения требуется 5 строителей. Приносит 6 ПО.

Позволяет передвигать паровоз на столько клеток, сколько у вас построек в лесу. Кроме этого, дает возможность собирать налог со всех игроков проходящих через строение. При этом, данное строение второе и заключительное имеющих сразу два символа руки. Не плохое строение для комбинации «строитель-инженер». Но к сожалению, данное строение станет доступно только в конце игры и, наверняка, много раз воспользоваться им не получится.

Постройка 8a. Для возведения требуется 5 строителей. Приносит 6 ПО.

Позволяет забрать любой жетон вигвама или выполнить вспомогательное действие, а так же передвинуть поезд на две клетки вперед. Кроме этого, дает возможность собирать налог со всех игроков проходящих через строение. Хорошее и полезное строение.

Постройка 8b. Для возведения требуется 6 строителей. Приносит 8 ПО.

Позволяет скопировать действие локации одной из соседних построек. Будь-то ваша, другого игрока или нейтральная. Важно помнить, что постройки считается соседними, если между ними нет ни других локаций, ни пустых клеток. Ситуативная постройка, но очень интересная! Ее можно использовать для совершенно любых целей:

  • дополнительный доход;
  • дополнительное движение поезда;
  • дополнительное передвижение фишки сертификатов;
  • дополнительный наем рабочего;
  • дополнительный рынок скота;
  • а в некоторых ситуациях даже дополнительная доставка скота
  • или даже еще одно улучшение железнодорожной станции.

Не зря для возведения данной постройки необходимо 6 рабочих и она приносит, без малого, 8 ПО! Постройку можно спокойно применять в любой комбинации.

Постройка 9a. Для возведения требуется 7 строителей. Приносит 9 ПО.

Это постройка первая из трех, которую невозможно построить с нуля, т.к. для ее возведения требуется 7 рабочих. Напомню, что на планшете игрока максимально может быть 6 рабочих. Поэтому ее строительно необходимо осуществлять на базе другого здания.

Постройка позволяет передвинуть поезд на три клетки вперед и сделать внеочередную доставку скота за счет движения поезда в обратном направлении. Второе действие уникальное и очень интересное. Но опыт показывает, что чаще всего данная постройка возводится только для получения ПО. А если и получается выполнить внеочередную доставку, то всего один раз после чего поезд существенно откатывается назад.

Постройка 9b. Для возведения требуется 6 строителей. Приносит 8 ПО.

Позволяет улучшить любую железнодорожную станцию находящуюся позади вашего поезда. Очень удобное действие позволяющее улучшить станции, мимо которых пришлось проехать по тем или иным причинам.

Постройка 10a. Для возведения требуется 9 строителей. Приносит 13 ПО.

Это постройка вторая из трех, которую невозможно построить с нуля. Постройка позволяет передвинуть фишку сертификатов на максимальное значение, а фишку пастуха до 5 шагов. Кроме этого, дает возможность собирать налог со всех игроков проходящих через строение. Чаще всего данную постройку возводят не сколько для выполнения действий и сбора налога, сколько для получения ПО. Получить 13 ПО с одного здания, даже если оно было построено взамен другого, это очень много!

Постройка 10b. Для возведения требуется 8 строителей. Приносит 11 ПО.

Это постройка третья из трех, которую невозможно построить с нуля. Она позволяет получить 4 монеты, а так же передвинуть поезд и пастуха на 4 клетки. Кроме этого, дает возможность собирать налог со всех игроков проходящих через строение. Очень хорошее здание, которое, к сожалению, можно возвести только к концу игры. Поэтому чаще всего оно появляется на игровом поле только ради ПО.

Мне кажется, что бы успешно играть через строителей, мало возводить постройки с максимальным количеством ПО и понимать в какой ситуации и какие постройки лучше использовать. Их необходимо уметь комбинировать. Поэтому давайте обсудим комбинирование построек.

Комбинирование построек

Ввиду того, что от игры к игре перечень доступных жетонов построек может меняться, в комбинациях я буду рассматривать всевозможные варианты совместного использования построек. Кроме этого, необходимо помнить, что согласно правилам в течении игры мы можем доставить скот из Техаса в Канзас от 5 до 7 раз. То есть всего 5-7 раз за всю игру мы сможем пройти через жетон возведения построек. А это значит, что мы можем возвести всего 5-7 построек из 10.

Общие рекомендации для любой комбинации

Не будет лишним напомнить, что существуют постройки, которые успешно можно использовать в любой комбинации.

Первая постройка ценна за счет найма рабочих со скидкой. А вторая возможностью повторного выполнения действий с любого соседнего строения.

Так же не стоит забывать, что некоторые постройки чаще всего возводятся исключительно для получения ПО. Поэтому их так же можно возводить при любой стратегии.

Обращу ваше внимание на то, что предложенные ниже комбинации это не догма. Почти всегда в процессе игры невозможно сыграть определенную комбинацию, да и не всегда это надо. Цель предложенных комбинаций показать какие постройки лучше комбинировать между собой для получения максимального эффекта. Ну а теперь рассмотрим эти комбинации.

Максимальный доход (3-4 игрока)

Данная комбинация предполагает возведение построек с налоговым сбором. Почему постройки с налоговым сбором, а не с действиями на получение за выполнение различных действий? Очень просто. Налоговый сбор при большом количестве игроков одновременно позволит существенно пополнить свою казну и уменьшить сбережения других игроков. Что, безусловно, приведет к определенным срывам их планов.

При возведении данных построек важно помнить то, что всегда существует два пути прохода и ваше здание можно с легкостью обойти не оплачивая вам налог. Любой игрок лучше заплатит в банк за прохождение жетонов опасности, чем другому игроку. Поэтому нужно возводить здания сразу на обоих путях, так, чтобы другие игроки всегда проходили через одно из ваших зданий.

Кроме это, необходимо помнить, что если ваш оппонент нищий и не может заплатить, он пройдет бесплатно. Поэтому что бы хоть как-то избежать неуплаты налога, не нужно строить несколько зданий подряд с налоговыми сборами. Пусть ваш оппонент пройдет одну вашу постройку, заплатит налог последними монетами. Потом подкопит немного монет и позже пройдет через еще одну вашу постройку, опять отдав вам все свои кровные!

Очень хорошо в эту комбинацию вписывается строение 1a, позволяющее получать по 2 монеты за каждую вашу постройку в лесу.

Максимальный доход (2 игрока)

Отличие от предыдущей комбинации заключается в возведении построек другого типа, которые все так же приносят доход, но не за счет налогового сбора, а за счет выполнения вами различных действий на них.

великий западный путь

Почему не воспользоваться предыдущей комбинацией при игре вдвоем? Дело в том, что один игрок не принесет вам столько дохода проходя через ваши строения, сколько могут принести ваши постройки, которые будут давать доход за выполнение вами различных действий на них.

Точно так же как и в предыдущей комбинации, в эту комбинацию хорошо вписывается строение 1a, позволяющее получать по 2 монеты за каждую вашу постройку в лесу.

Строитель-инженер

Среди всего многообразия построек, есть несколько, позволяющих стать одновременно и успешным строителем, и профессиональным инженером.

великий западный путь

Все эти строения позволяют ускорять движение вашего поезда. А действие по найму одного рабочего, на строении 5a, значительно ускоряет развитие данной стратегии. Действие по выполнению внеочередной доставки скота за счет движения поезда в обратном направлении, на строении 9а, позволяет улучшить станции, которые в свое время проехали.

Кроме этого, в данную комбинацию хорошо вписываются строения позволяющие получать дополнительный доход (5б) и улучшать станции в нарушении правил игры (9б).

великий западный путь

Строитель-ковбой

Это сложно назвать комбинацией, потому что в нее входит всего две постройки.

великий западный путь

За счет нанятых ковбоев одно строение позволяет перебирать колоду и находить определенные карты, а второе строение добавляет еще один рынок скота на игровое поле.

Напомню, что как и в любую другую комбинацию, в эту успешно можно добавить строения 5a и 8b.

великий западный путь

Менеджер целей

Это еще одна комбинация состоящая всего из двух построек.

великий западный путь

Из фото становится понятно, что идея комбинации заключается в получении цели на постройке 6б и ее сбросе на постройке 1б с целью получения 2 сертификатов. Кроме этого вы получите 6 монет, сбросите одну карту скота и отодвинете ваш поезд на 1 деление назад.

Откровенно говоря, не самая эффективная комбинация. К тому же есть и другие, более интересные способы получения двух сертификатов. Но все же вариант.

Где еще можно получить ПО?

Бесспорно, что постройки принесут много ПО, но кроме этого, можно заработать не мало очков еще и на сопутствующих действиях.

Города. Куда вы отправляете ваше стадо имеет принципиальное значение. Место доставки вы выбираете исходя из племенной ценности вашего стада. Значение города, куда вы осуществляете доставку должно быть равно или меньше племенной ценности вашего стада. Первый город на железнодорожном пути Канзас-Сити. Доставка туда ничего не стоит и там принимают стада с любой племенной ценностью. Последний — Сан-Франциско, в него везут только элитных коров! В эти два города можно доставлять скот бесчисленное количество раз. В остальные города можно выполнить доставку только по одному разу за игру. При этом каждая доставка в Канзас-Сити принесет вам 6 монет и заберет в конце игры 6 ПО. Очень больно! А каждая доставка в Сан-Франциско принесет в конце игры по 9 ПО. Очень приятно! Промежуточные города могут забирать или давать ПО в конце игры, а также активировать действие получения карточки цели.

Карты целей. В игре множество целей и ряд из них предлагает собрать определенное количество строений. Это замечательно вписывается в данную стратегию. Видим подобную карточку цели, берем ее!

Жетоны начальников станции. В игре всего пять жетонов и ни один из них никак напрямую не связан со строительством. Но все же можно попробовать получить жетон позволяющий взять по 1 ПО за каждого своего рабочего. Учитывая, что в конце игры у вас должно быть предположительно много строителей, жетон даст не большие, но все же победные очки. Какие жетоны из оставшихся брать, а какие нет, однозначно сказать нельзя. Все зависит от ситуации на игровом поле. Всегда стоит помнить что взамен на жетон начальника станции вы отдаете своего рабочего. Навсегда! А это очень неприятно.

Планшет игрока. Не забывайте, что на планшете игрока можно заработать 3 ПО просто убрав один из дисков.

Кроме этого, каждый пятый и шестой работники принесут по 4 ПО в конце игры. А еще в процессе найма вы дважды сможете возвести постройку снизив требование по оплате на 1 монету. Это очень выгодно и замечательно вписывается в данную стратегию и ускоряет возведение нужных нам построек.

Вместо заключения

Настольная игра «Великий западный путь» замечательное евро с множеством способов набора победных очков. Стратегия, основанная на найме строителей и возведении построек, на мой взгляд, самая сложная! Если вы дочитали до данного абзаца, вы могли убедиться в этом, хотя бы по объему получившейся статьи. Но, не смотря на сложности, лично мне играть за строителей гораздо интересней!

На этом мы заканчиваем серию статей по настольной игре «Великий западный путь» и очень надеемся, что вернемся к этой настолке, когда у нас появится дополнение «Великий западный путь. Дорога на Север».


Другие наши статьи по настольной игре «Великий западный путь» вы найдете по ссылкам ниже:

Вам могут понравиться

2 комментария

  • Ответить
    WindUpBird
    03.08.2020 в 20:00

    Отличная серия статей. Молодцы!
    Буду ждать когда сыграете с дополнением, а я его рекомендую приобрести.

  • Ответить
    Максим Яранцев
    04.08.2020 в 14:07

    Спасибо!

  • Оставить комментарий