Обзоры

«Кровь и ярость». Обзор

кровь и ярость

Авторы: Алексей Банько, Матвей Мишин

Из черных глубин – выползает все то,
Что силы копило бесчисленно лет.
Вы, Боги, пошли побеждать это зло,
Ведь выбор у вас не велик… Его нет!

А. Гусарин «День гибели богов. Старшая Эдда»

В статье представлен обзор настольной игры «Кровь и ярость» с описанием игрового процесса, правил, всех дополнений и мнением авторов об игре.

Рагнарёк наступил. Миры рушатся. Боги, чудовища, люди: все на поле брани. Вы — викинг, глава древнего и гордого клана, и в эти последние часы мироздания вас волнует одно – ВОЙНА во славу Одина! Чтобы заслужить теплое место в Вальхалле, вам придется грабить и завоевывать, побеждать и умирать. Боги щедры в эти темные времена и разделят все дары и блага между всеми. Все стремятся к славе, даже чудовища из забытых мест пришли к вам, чтобы заслужить свое место в загробном мире.

Об игре

На гребне скалы – огромнейший Волк,
Это — Фенрир — он свободен теперь.
Глотает он солнце и луч жизни смолк!
В царстве загробном не заперта дверь…

А. Гусарин «День гибели богов. Старшая Эдда»

Игра компании Guillotine Games, локализована в РФ в 2017 году компанией Crowd Games. Blood Rage – стратегическая игра про сражения викингов, которые стремятся получить больше всех славы к моменту, когда Рагнарёк накроет весь мир. Славу приносят грабежи, битвы, исполнение воли богов и смерть. Игра длится 3 эпохи и займет у вас от 40 до 90 минут. И немного больше если читать правила непосредственно перед игрой. Каждую эпоху Рагнарёк уничтожает часть мира, делая противостояние более отчаянным, а в конце третей эпохи мир гибнет окончательно и в игре побеждает самый прославленный клан. Каждый игрок возглавит один из четырех доступных кланов (пяти – с дополнением), чтобы в последний день существования мира достигнуть величия.

На момент опубликования статьи игра занимает 86 место в рейтинге «Тесеры» и 33 место в рейтинге BoardGameGeek.

Коробка с персональным концом света

Несчастье! И ветер доносит мне зло…
В селеньях не слышу я плача детей.
И вот, искупленье на землю пришло!
Тьма, чудищ позвала из мира теней.

А. Гусарин «День гибели богов. Старшая Эдда»

Игровое наполнение коробки, довольно скудное: книга правил, одностороннее игровое поле, небольшая стопка карт такого же небольшого американского формата, немного жетонов и закрытые картонные коробки с самым ценным… 

Игровое поле – место, где будет происходить последняя кровавая битва мира. Поле поделено на 9 территорий. На всех территориях кроме центральной от 3 до 5 деревень. Деревни обозначены кругом и представляют места для вторжения войск. Количество деревень соответствует максимальному количество войск для вторжения. В центре каждой территории выкладывается жетона грабежа. Центральная территория — священная и названа в честь мирового древа Игдрасиль, соединяющего миры богов, людей и мертвых.  Жить на священной земле не пристало — деревень на ней нет и вторгаться воинами в нее просто так нельзя. По краю поля, словно наскальные руны, находится трек славы от 0 до 99.

кровь и ярость

На отдельном планшете — трек раундов. На нем обозначены три эпохи с основными фазами игры и место под жетоны Рагнарёка.

Планшет Вальхаллы. Сюда попадают погибшие войны. В конце каждой эпохи боги милуют храбро павших и возвращают к жизни для новых славных подвигов – в распоряжение игроков.

4 планшета кланов отражают информация о ресурсах, статистике и улучшениях. В базовой версии кланы: Медведя, Ворона, Змеи и Волка. В отдельном дополнении, которое так и называется «5-й игрок» — дополнительный зеленый клан Барана. На пути продвижения игры в широкие массы где-то потерялся фиолетовый клан Вепря, запечатленный на многих иллюстрациях к игре… 

На планшетах отражена базовая сила всех видов войск, слоты для улучшения лидера, корабля, воинов и чудовищ, а также три слота под улучшения свойств всего клана. Красная полоска посередине — трек ярости, показывающий текущее количество ярости. Ярость — это местная универсальная валюта, необходимая для выполнения различных действий. Характеристики клана в виде трэков с фишками расположены ниже. Красные кулаки с молнией показывают, сколько ярости вы получаете в начале каждого раунда. Статистика топоров показывает, сколько славы (победных очков) вы получите, если победите в битве. Статистика рогов показывает, сколько фигурок у вас может быть на игровом поле одновременно. Снизу планшета – подсказки, где указаны доступные действия с кратким описанием.

Колода карт. Карты поделены на части для каждой эпохи и отличаются цветом и номером рубашек. В колодах:

  • красные карты (карты битвы) – применяются для увеличения силы войска на момент сражения;
  • зеленые карты (карты заданий) – задания Богов за выполнения которых ваш клан получит много славы;
  • черные карты (карты улучшений) – улучшения войск, монстров или сразу всего клана.

Небольшая горстка жетонов. Жетон рока – выкладывается на игровое поле и указывает на область, которая будет уничтожена Рагнарёком в конце эпохи. Жетон саги – помещается на трек раундов и перемещается для отслеживания прогресса игры. 16 жетонов клана – по 4 жетона на клан, выкладываются на планшет и отражают текущее состояние ярости, прибавку ярости, статистику топоров и рогов. 9 жетонов грабежа – жетоны грабежа выкладываются случайным образом на игровое поле в предназначенные места. Игрок инициирующий грабеж области и победивший в битве переворачивает жетон грабежа и получает указанный бонус. Есть бонусы 5 видов, увеличение ярости, топоров, рогов или всего сразу, а также получить 5 славы. Ну и жетон первого игрока.

Ну и самое впечатляющее — миниатюры! 4 пластиковых маркера славы — для отслеживания очков славы каждого клана на игровом поле. 49 пластиковых фигурок — то самое сокровище! Самое «вкусное» в игре! По 8 фигурок воинов, 1 лидера, 1 корабля для каждого клана и 8 фигурок нейтральных чудовищ. Фигурки высочайшего качества, отлично детализованы и проработаны. 52 подставки под фигурки – по 11 маленьких для каждого клана и 2 большие для каждого клана для обозначения принадлежности фигурок.

Все игровые компоненты отличного качества! Разочарование от первого открытия коробки из-за маленького количество компонентов быстро улетучивается, когда в руки берешь все эти фигурки. Просто, произведение искусства! Но хранение такого чуда организованно не очень удачно. Прозрачные и не подписанные пластиковые поддоны не удобны для сбора фигурок после игры.

Подготовка и правила игры

Бреду босиком по холодной, земле.
Люди редки… Смотрят мимо меня.
Три года – мир отдан на откуп зиме,
Под снегом покоятся радости дня!

А. Гусарин «День гибели богов. Старшая Эдда»

Подготовка к игре не займет много времени. Разложить все жетоны и разобрать компоненты кланов — не более 5 минут. Правила простые, хоть и занимают 24 страницы. Большая их часть — объемные картинки и поясняющие примеры. Правила написаны понятно и доступно. На их детальное изучение вы потратите не более одного часа. Если кто-то в вашей компании имел игровой опыт, тогда объяснение правил займет не более 10 минут. Игра проста, логична и буквально отыгрывается по тексту на картах, поэтому игровой процесс интуитивно понятен и динамичен.

Игровой процесс

Бог убил бога! Так это – есть знак!
Вот небо темнеет… Звенит тишина…
Из бездны, стеной надвигается мрак…
Один, ты слышишь? Будет – война!

А. Гусарин «День гибели богов. Старшая Эдда»

Жетоны на игровом поле разложены. Воины и чудовища готовы к битве. Время приступить к последнему эпическому сражению в канун Рагнарёка. С криками «за Одина!» — начинается игра.

Игра поделена на 3 эпохи (игровых раунда). Каждая эпоха делится на 6 фаз.

1. Дары богов – в данной фазе происходит драфт карт. Каждому игроку, из колоды соответствующей эпохи, раздается по 8 карт. Игрок оставляет себе 1 карту, а все остальные передает далее и так по кругу пока каждый игрок не наберет 6 карт. Оставшиеся 2 карты отправляются в сброс. Сила карт и влияние на игру растет от эпохи к эпохе. Что интересно, карты имеют названия скандинавских богов и каждому богу соответствуют уникальные бонусы, стратегии и возможности. Это ускоряет процесс выбора карт и похоже на упрощенную механику сбора сетов.

2. Фаза действий – начиная с первого игрока, по часовой стрелке, в свой ход каждый может выполнить только одно действие из доступных пяти.

  • Вторжение — разместить фигурку из запаса в пустую деревню.
  • Марш — переместить фигурку из одной деревни области в другую пустую деревню другой области.
  • Улучшение — положить карту с руки на свой планшет.
  • Принять вызов — положить карту задания с руки на планшет лицом вниз.
  • Грабеж — атаковать область и получить за нее награду для своего клана. Грабеж происходит в 3 шага:
    • Призыв к битве. После того как игрок объявил о грабеже, все остальные игроки могут по очереди передвигать по одной фигурке из соседних областей на не занятые деревни в этой области.
    • Розыгрыш карт. Каждый игрок, участвующий в битве, обязан выложить перед собой в закрытую карту помощи своим войскам, дающую бонус к силе или иные способности.
    • Игрок с самой большой силой побеждает. Проигравшие воины отправляются в Вальхаллу, а победитель получает награду.

Так происходит пока у всех игроков не закончится ярость или не будут разграблены все области.

3. Фаза сброса – все игроки сбрасывают карты с руки. Можно оставить только одну неиспользованную карту на будущее.

4. Фаза заданий – игроки по очереди вскрывают свои задания. При выполнении игрок получает заявленную в задании награду. При провале ничего не происходит. Большинство заданий основаны на доминирование по силе в какой-либо области.

5. Рагнарёк – с трека раундов берется жетон Рагнарёка и кладется в область, указанную на нем, стороной разрушения вверх. Все войны в этой области уничтожаются и отправляются в Вальхаллу, а их клан получает славу. Потому что для настоящего викинга нет более славной смерти, чем умереть в битве от Рагнарёка! АУМ АУМ АУМ!

6.  Открытие врат Вальхаллы – игроки возвращают всех павших воинов в свои резервы

кровь и ярость

В конце 3 эпохи Рагнарёк поглощает мир и происходит конечный подсчет очков. Побеждает игрок с наибольшим количеством славы.

Дополнения

Отмщение рядом… и сын твой, Видар,
В гневе своём разорвал Волку пасть…
Но в небо с земли распростёрся пожар
Это Свет, это Тьма — воюют за власть!

А. Гусарин «День гибели богов. Старшая Эдда»

Ещё один момент, о котором стоит упомянуть это дополнения. Они вносят существенное разнообразие в игру. Но ко всем дополнениям есть одна общая претензия — цена. Каждое дополнение это как максимум миниатюры, несколько карт и правила, а как минимум — только миниатюры. Не густо, да? При этом стоимость маленькой коробочки с миниатюрами может достигать полноценной отдельной игры! Возможно виной этому мировой тираж, в рамках которого российские экземпляры игры почему-то печатались вместе с бразильскими и венгерскими версиями игры, поэтому правила в каждом дополнении продублированы на всех трех языках.

Боги Асгарда

Наверно самое недооценённое дополнение! Состоит из 6 нейтральных миниатюр богов и карточек свойств к ним. В оригинальной версии богов было 7, потеряли владычицу мертвых — Хель.

кровь и ярость

В игре используется лишь два случайных бога добавляющих новые уникальные особенности к условиям сражений, победы или поражения на территории, в которую они снизошли. После попытки разграбления, не зависимо от результата, бог уходит в другую провинцию. Это добавляет новый уровень тактики и планирования с учетом особых свойств этих свидетелей Рагнарёка.

Пятый игрок

Это дополнение с полным комплектом фигурок, жетонов и карт для пятого игрока. Больше игроков – больше веселья! Однако, «другой стороной монеты» является снижение тактического компонента в игре. Культурная и тактическая дуэль превращается в сумбурную потасовку по принципу сельской пьяной драки. Но зато это весело!

кровь и ярость

При игре с данным дополнением еще больше усиливается небольшой спорный момент настолки. В игре 3 раунда, а значит, что только 3 игрока будут открываться первым ходом, а тот, кто ходил в конце первого раунда — максимум сдвинется только в середину очереди. Дополнение для любителей играть зеленым цветом, фанатов настолки и больших компаний!

Колдуны Мидгарда

На наш взгляд — самое «страшное» по балансу дополнение. Состоит из коробочки с фигурками дряхлых скандинавских пенсионеров, способных задать жару любому бравому войну или голыми руками задушить среднего размера монстра! Дополнение добавляет «пристройку» к планшету в виде нового юнита. Открывается как прокачка клана выкладыванием карты.

кровь и ярость

Проблема дополнения в том, что колдуны слишком сильны и тянут одеяло развития клана на себя. Вначале первого раунда, получив колдуна, игрок с 99% вероятностью оставит его себе на драфте, а остальных – оставит с носом…

Мнение

Не сможет ничья из сторон победить!
Сурт-великан не рискнул ждать еще…
Чтоб свыше исход этой битвы решить –
Обрушил огонь, уничтоживший все!

А. Гусарин «День гибели богов. Старшая Эдда»

Начнем с внешнего вида. Blood Rage это игра, которая притягивает взгляд! И своей популярности, во многом, обязана миниатюрам. Они выполнены на самом высоком уровне! Огненный великан, по нашему скромному мнению, претендует на звание «иконы миниатюростроения»…

Баланс. Это огромная проблема игр подобного жанра. Асимметрия, вводимая в игры для увеличения интереса от столкновения непохожих сторон и создания психологической связи с фракцией под управлением игрока, часто несет перекосы баланса в ту или иную сторону. «Кровь и ярость» лишена этой проблемы! В игре применяется интересный подход. В начале игры планшеты кланов отличаются только цветом и гербом. Но по ходу партии игроки, путем драфта и разыгрывания карт улучшений, сами выстраивают стратегии по набору победных очков. Так к концу партии асимметрия кланов становится максимальной, а игра остается сбалансированной! Благодаря созданию собственной стратегии, во время игры регулярно можно услышать фразы удивления о хитро провернутых комбинациях и уловках!

Стартовое расположение и разнообразие за счет разных полей сражения — два очень важных аспекта в военных стратегиях.  Автор игры не стал этим пренебрегать и нашел изящные решения. Во-первых в игре нет стартового размещения, каждый раз вы начинаете в разном месте. Это просто и гениально! А разнообразие полей сражения достигнуто применением «круглого поля», разделённого на сектора с круглой областью внутри. Благодаря этому взаимодействие между игроками максимальное. Особенно жутко объявлять разграбление Игдрасиля, внутренней круглой области. Все дело в том, что в этой области нет деревень и лимита на войска. А значит любой желающий может нагнать целый табун для сражения…

Реиграбельность. Она очень высокая! Но есть сильная зависимость от уровня освоения игры, так как более опытному — легче ориентироваться в возможном выборе карт и эффектах от их сочетания. Отсюда и правило: игра будет наиболее интересна с равным противником. Ограничения на стратегии вносит только количество карт улучшений. Ограничений тактики — никаких.

Масштабируемость. Соло игры не завезли. Дуэль — не лучший вариант для этой игры. Она напоминает перетягивание каната, когда каждое действие первого игрока влечет противодействие, невольно отстающего второго. Первый игрок автоматически доминирует из-за большего количества первых ходов. Усугубляет ситуацию драфт с набором сразу двух карт за шаг. Кто получил готовые сочетания сразу – тот и молодец! А вот на 3-4 игрока — игра великолепна! Нет проблемы «третьего игрока», когда двое дерутся, а третий под шумок выигрывает. В Вlood Rage как в армии: не хочешь — заставят…

Конфликтность. Прямой конфликт лежит в самом фундаменте игры, а одно из действий вообще называется «разграблением», так что она плохо подходит на звание «семейной» (хотя, семьи бывают разными). Скорее подойдет для веселого противостояния умов, подогреваемого криками: «за Одина!».

кровь и ярость

Подводя итоги, можно смело сказать, что игра точно оставит после себя много положительных эмоций, как хорошо сбалансированная стратегия в интересном оформлении скандинавских мифов. Нас игра даже побудила изучить «Старшую Эдду» (поэтический сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории) и современные художественные произведения про викингов. Среди других игр на контроль территории Blood Rage прочно занимает место самой динамичной и веселой стратегии с низким порогом вхождения, хорошим балансом и увлекательным игровым процессом.


Если вам нравятся динамичные игры с взаимодействием между игроками, рекомендуем вам познакомиться со следующими настолками, обзоры на которые вы также найдете у нас в блоге:

Вам могут понравиться

нет комментариев

Оставить комментарий