Обзоры

Cutterland. Обзор

cutterland

Автор: Алексей Банько

В статье представлен обзор простой и яркой настольной игры Cutterland, в которой придется … резать компоненты!

Недавно мне на глаза попался мультфильм «Пропавшая грамота», снятый в 1945 году в СССР по мотивам произведения Н.В. Гоголя. Если не брать в расчет маленькое разрешение картинки, смотрелось сие произведение вполне современно. Частота кадров приличная: на тот момент наша страна в послевоенное (!) время выпустила фильм с частотой 45 кадров в секунду, а остальной мир и известный Disney на тот момент делал только 44! Сочность картинки и проработка деталей, фона вызвали скорее восхищение и гордость за предков, которые делали тогда «как надо», а не «как побыстрее срубить бабла».

От такого нетривиального вступления хочу перейти к настольной игре, подарившей мне, такие же ощущения за несколько недель до этого. Встречайте — Cutterland! Игра — полностью отечественная разработка. Автор: Николай Золотарев — не новичок в настольном игрострое, выпустивший ранее «Агенты. Щит и Меч» — любопытную игру на контроль территории в декорациях холодной войны и в духе шпионских детективов. Уже сейчас выходит крупное дополнение к Агентам — «Большая игра», что явно указывает на успех проекта и, признаться честно, я сам его жду с нетерпением и в восторге от оригинала.

О сколько нам открытий чудных …

Идея же игры Cutterland проста. Нам предстоит построить страну для приключений и игроки, подобно Толкину, Дж. Лукасу, Льюису будут выстраивать свои волшебные миры, наполненные сказочными созданиями. Победит самый успешный строитель, создавший самую интересную страну для приключений. Конечно, это простенькая настольная игра и не потребуется создавать концепцию с нуля. В распоряжении будут 160 карт местности, разрезая которые на части, придется выстраивать из них свои волшебные страны. Cutter — англ. «резать, резак» и land – англ. «страна, мир, земля», в вольном переводе из сети – «разрезландия». Ножницы в комплект игры не входят и о них стоит позаботиться перед игрой заранее.

Компоненты игрока для партии

Сам процесс игры предельно прост. Все игроки получает 3 случайные карточки местности и, в порядке хода, будут резать по одной на части, в соответствии с количеством игроков. Но есть очень важный и интересный нюанс – разрезанные части игроки собирают начиная со следующего после резавшего. Т.е. текущий обладатель ножниц (маркера первого игрока) получит последнюю оставшуюся часть. Такое игровое решение создателя очень изящно и нацелено сразу на несколько сторон игры: заинтересованность участников и погружение в игру. Приходится анализировать не только собственную стратегию, но и страны других игроков, просчитывая оптимальные варианты резки карт, чтобы и себя не обделить, и другим всякой гадости предложить… Вот уж точно: семь раз отмерь, один раз отрежь.

Разбираем кусочки и приступаем к строительству

Вторым этапом придется присоединять выбранные кусочки к своей сказочной стране. И тут механика игры похожа на Каркассон. Увеличиваем земли так, чтобы обитатели не переругались между собой, все были сыты, а неинтересных монстров скармливаем более сильным и влиятельным. Все должно быть в строгом балансе: чтоб и драконы – сыты, и гоблины – целы. Вот вы когда-нибудь знали, что: «Гоблины собираются в банды, но когда их становится слишком много, они начинают ругаться. Начинающие приключенцы любят бороться сразу с кучей гоблинов, потому что это самый простой способ набраться опыта. А еще гоблинов очень любят драконы, но по другой причине – они становятся очень вкусными, если их немного подкоптить»?! (из книги правил).

Попутно собираем жетончики полезностей: стен/мостов и крепостей. Собранные жетоны в конце игры можно пустить в дело, закрыв особенно прожорливого монстра или скормив противную жабу Кракену, соединив мостом клетки. А оставшиеся жетоны конвертируются в победные очки.

Маленькая страна

После того как разрезаны все карты на руках игроков и все части присоединены к волшебным мирам их двери распахиваются для приключенцев. Все то, что игроки строили в течение игры наконец начинает работать. Монстры выходят на охоту, подсчитываются победные очки за всех съеденных/не съеденных монстров и выполненные условия. Игрок, набравший больше всех победных очков (построивший самый сбалансированный мир) – побеждает. Все очень просто!

Памятка игрока

Правила написаны предельно просто. Чтобы подготовиться к игре уйдет минут 10 на изучение или объяснение новичкам. Можно это делать прямо по ходу игры. Игра легкая по ощущениям и быстрая по времени. Заявленное время на партию в 40 минут – сильно преувеличено, если не будет долгих пауз на раздумье. Таким образом, за час можно и обучающую партию сыграть и повторно сразиться более осмысленно.

Игра подойдет для 2-4 человек и прекрасно масштабируется. Изменяется лишь количество частей, на которые предстоит резать карты. При этом, для двух игроков карты будут разрезаться на 4 части, из которых оба выбирают по 2. Возрастной порог очень низкий и, на мой взгляд, гораздо ниже заявленного в 10 лет. Спокойно можно садится за игру со смышлеными детьми от 7 лет. При игре с детьми развивается мелкая моторика, пространственное мышление и логика. Взрослые могут найти серьезную соревновательную жилу и тщательно просчитывать варианты в азартной погоне за победными очками. Есть даже правила для «турнирного режима»!

cutterland

Выпускайте Кракена!!!

Автор также учел непредвиденные обстоятельства. Если карта разрезана неправильно, сосед справа должен помочь избавиться от лишних фрагментов, удалив их из игры. А если какой-либо из игроков злоупотребляет использованием «непредвиденных обстоятельств» — получает штраф на победные очки. Спасибо ребятам, тестировавшим игру, карты отлично сбалансированы и борьба всегда напряженная.

Над оформлением игры тоже постарались. Благодаря иллюстраторам: Uildrim, Карина Дехтярь — игра стилизована под дискеты старой видеоприставки «Dendy». «Слишком просто оформлено» — подумал я, увидев впервые эту игру. Но каково же было мое внутреннее восхищение, когда за простотой исполнения пришла простота понимания! Когда приходилось оценивать чужую волшебную страну перед разрезанием своей карты или когда пытаешься выгодно присоединить выбранный кусок к своей стране — вся информация легко и быстро считывалась.

cutterland

Лишь минимальная часть всего многообразия карт

На момент написания статьи (11.08.2020 г.) игра имеет рейтинг: 7,36 на BGG (40 голосов) и 7,63 на Тессере (27 голосов). Неплохие и ровные оценки, хоть и небольшое количество голосов не делают их достоверность высокой. Мне же данная игра очень понравилась, как и людям, с которыми я в неё играл. Без дикого и безудержного восторга, но все отметили ее элегантность и подкупающую простоту. На проверку игра гораздо глубже и азартнее чем казалась со стороны и отношение многих изменялось после того, как приходилось брать в руки ножницы. Интересная механика «разрезания карт» нашла как и сторонников, так противников. При этом противники «порчи компонентов игры» напрочь забывали о своих стереотипах и полностью погружались в конкурентную борьбу после первой разрезанной карты.

cutterland

Три черепахи, слишком много для одной страны

Комплектация базовой версии игры имеет 160 карт, что в среднем, при игре втроем хватит на 17 партий. А если иметь серьезный настрой, то можно докупать дополнительные наборы по 80 карт. На данный момент они бывают двух видов: базовая версия и дополнение, включающее нового монстра – Грибницу, позволяющую собирать дополнительные победные очки за монстров. Принципиально ничего нового данный монстр в игру не добавляет, но расширяет способы сбора победных очков и позволяет строить новые тактики. Рекомендованная цена на момент написания статьи на базу – 990 р., на дополнительные наборы – 390 р.

cutterland

Опасные воды: Кракен и монстр из дополнения — грибница

Подводя итог могу сказать, что у отечественных разработчиков получилась очень качественная, сбалансированная и интересная игра. Она не будет разрывать мировой рейтинг настольных игр, но с заявленной задачей полностью справляется: развлекает и веселит. Механика разрезания карт оригинальна, очень удачно налаживает взаимодействие между игроками, внося свежий взгляд в привычные выкладывание кусочков/фишек на игровое поле. Застройку поля геометрическими фигурами используют «Остров кошек», «Лоскутное королевство», «Медвежий парк», «Эпохи» (немного притянуто за уши, но все же используется). Но перед этими играми Cutteland выглядит заманчиво из-за более низкой цены и более простых правил, позволяя играть в нее от мала до велика.

Игра отлично подойдет для путешествий из-за малого размера коробки, а с каждой новой партией и разрезанными артами она будет становиться легче. При этом я не нашел у игры ни одного изъяна! Строя волшебную страну и размещая в ней монстров для приключенцев – сам как первооткрыватель проходишь все эти приключения в своем воображении, выстраиваешь баланс для максимального набора победных очков.

Напоследок немного сухих цифр. Размеры коробки базовой игры: 20,5 х 20,5 х 4,7 см, дополнения: 10,6 х 8,1 х 2,8 см. Размеры карт: 7,8 х 10,4 см, но вряд ли вам понадобятся протекторы для них …

P.S. Уважаемый читатель, любой написанный обзор или чужое «авторитетное» мнение не стоит и крупицы тех эмоций и впечатлений, что вы сами можете получить от игры. Побеждайте как можно чаще, не только в играх, но и в жизни!


Другие наши статьи с обзорами настольных игр и мнением о них можно почитать по следующим ссылкам:

Вам могут понравиться

No Comments

Оставить комментарий