Советы по игре

«Феод». Стратегии и тактики

феод

Автор: Максим Сомов

В статье автор делится своим опытом, рассуждает о стратегиях, тактиках и раскрывает неочевидные игровые моменты в настольной игре «Феод».

Как-то мы с друзьями, как обычно, обсуждали какую-то фигню. С фигни перешли на какие-то настолки, а с «каких-то» перешли на конкретный «Феод».

— О, это та игра, где ничего не понятно?
— Да, было бы неплохо, если бы была расписана тактика, как в той статье про Циву…

Что ж, добрый вечер! Меня зовут Максим и я непрофессиональный Феодолог. За моими плечами двенадцать партий в эту игру любым составом (даже соло). Из них десять побед и 31 наигранный час суммарно. Сворованы десятки яблок; получены сотни шиллингов за продажу из гильдий; землёй, водой и воздухом преодолены тысячи игровых километров. И эта статистика не всех партий!

А теперь, когда мы познакомились (и когда вы поняли, что я несносный хвастун), разрешите представить вам несколько тактических советов по этой прекрасной, интересной и невероятно-красивой («эстеты», домой) настольной игре.

Эта статья более всего будет полезна для людей, которые в «Феод» уже играли, или, по крайней мере, ознакомлены с правилами. Если вы вообще о ней не слышали, приглашаю прочитать обзор настольной игры «Феод» и возвращаться подготовленными. Кто я такой, чтобы мешать вам познавать этот мир?!

Итак, начнём с самого начала.

Первому феодалу приготовиться

Здесь я расскажу об идеальном, в моём понимании, первом ходе.

Для начала, советую разыграть три карты:

  1. Миграция;
  2. Движение;
  3. Влияние.

Именно в этом порядке. С двумя подданными (Миграция) экспансия будет проходить быстрее и эффективнее. Движением отводите одного подданного в соседнее поселение и на третье действие (Влияние) у вас уже два поселения под контролем. Если не знаете, что выбрать последним действием, предлагаю разведку, но убедитесь, что захватили именно заставу. Королевский указ в начале игры подскажет политику экспансии или даст приятный бонус.

Последним действием также можно выбрать повторение. Если игроков мало, и вы уверены в том, что сможете прокормиться:

  1. Миграция;
  2. Повтор (Миграции);
  3. Движение;
  4. Влияние.

Дублируйте миграцию вторым действием (но помните, что для этого нужна селитра). Тогда движение уже будут делать двое (один остаётся «дома») и влияние будет распространяться уже в трёх поселениях!

Если же игроков, наоборот, много (4-5), можно уйти в «оборону»:

  1. Миграция;
  2. Движение;
  3. Влияние;
  4. Повтор (Влияния).

Перехватить два влияния в поселении будет ой как непросто, но опасайтесь знати.

А вот совет по обширной экспансии. Если первый ваш подданный – инженер, то:

  1. Миграция нового подданного в другом стартовом поселении;
  2. Влияние в двух поселениях;
  3. Движение обоими;
  4. Повтор влияния.

Таким образом на первом ходу у вас появляется аж четыре поселения! Но опять же, если игроков больше трёх, шаги три и четыре можно поменять местами для перестраховки.

Сытые игры

Иногда игроки просто-напросто забывают о том, что нужно кормить подданных. Когда вспоминают, вариантов действий остаётся очень мало, а проблем очень много. Итак, пара советов тем, кто не хочет повторить события в Маарре декабря 1098 года.

На мой взгляд, самый простой способ накормить подданных – обменять товары на еду. Урожай и продажа с единственной фермы, конечно, дадут вам два яблока, но точно не дадут способность смотреть в завтрашний день. Я готов проводить в высшее сообщество не только лишь всех, чтобы вы были теми немногими, кто может это сделать. Кличко отойди от клавиатуры.

Покупайте чётки. Да, вот так просто. Что, если я скажу, что вам даже не нужно иметь больше одной фермы? Новая ферма — это +1 к урожаю; самые слабые чётки — это +2, и этим всё сказано! Лежит на поверхности, но в обилии нюансов многие забывают об этом.

Я считаю идеальными чётки на +4. Считаю и объясняю. Если на ферме десять и больше товаров, новые производить нельзя. Единственная ферма в ваших владениях произведёт пять товаров сама по себе и плюс четыре за чётки. Суммарно девять. Здесь же можно собрать и второй урожай, так как условие <10 выполняется. Теперь на ферме будет восемнадцать товаров. Одна продажа и у вас девять единиц еды! Всё, о прокорме можно забыть на три хода минимум. Спокойно заменяется парой чёток на +2, но покупка вторых — это трата целого действия.

Другой вопрос, если у вас есть подданный-фермерша. В этом случае да, есть смысл иметь больше ферм, чтобы больше воровать урожай. Если и покупать чётки, то только в конце игры. Потому что ставшие королевскими печатями они просто будут лежать без дела.

И ещё пара советов:

  1. Собирайте урожай настолько далеко от остальных подданных, насколько это возможно. Если украдут товар – это ещё ладно, но, если перехватят влияние фермой, всё, урожаю вы больше не хозяин.
  2. Лучше не рассчитывать на еду в гильдии торговцев – действуйте с расчётом «её сейчас купят: либо я, либо следующий игрок».

Феод большой мамочки

Феоды – вещь неоднозначная. Я пробовал играть и с ними, и без них, и в принципе вижу больше плюсов. Но есть нюансы.

  • Времени на постройку даётся неявно мало. Феод в начале партии даёт сильное место в гильдии, и чем больше начислений очков в ранге мастера вы пройдёте, тем, конечно, лучше. Да, строить его в третьей-четвёртой эпохе можно, но если это принесёт вам место мастера И не отнимет кучу ОП за неповиновение. И кстати это желательно делать в регионе, квадратный жетон которого вы сможете забрать – всё-таки хороший бонус по ОП.
  • Идеальным я считаю строить феод во второй эпохе. Во-первых, вы спокойно успеваете накопить на королевскую печать (или провороваться и заменить чётки). Во-вторых, в следующей эпохе нет проверки на воинскую повинность, и вы не нахватаете минусов. Просто оптимально по времени.
  • Обязательно выставляйте два влияния на феод. При обороне это будет большим плюсом, да и согласитесь, терять такое строение от того, что кто-то поставил больше влияния глупо и обидно.
  • Готовьтесь к войне. Если у вас есть феод, за пацифизм у вас будут отниматься очки. Поэтому очень рекомендую иметь либо воина, либо знать в подданных. Первый совершает военные атаки, тут всё понятно. Второй же может просто ходить и морить голодом приближённых – тоже вариант, дешёвый и сердитый. Зато париться о воинской повинности не надо.
  • Не ждите больших дивидендов. Практика показывает, что феоды, как бонус любого поселения (плюс товар/шиллинг), не будут приносить много. Они больше для места в гильдиях и получения ОП. С получением карт королевских указов ситуация лучше – тут процент получаемых единиц больше, а значит и выхлоп сильнее. Этим можно воспользоваться.
  • Если есть один феод, стройте ещё. В наших партиях обычно один игрок строил не больше одного феода. Но почему? Это же такой мощный инструмент влияния. Повинность уже есть и от невыполнения штраф больше не станет. Зато вы и в пассивное производство всего вкачаетесь, и можете очень сильно захватить влияние. Плюс, покупая чётки вы двигаете экономику. Так что, выражаясь языком теории игр, тут у нас win-win.

Фантастические подданные и где они обитают

Давайте поговорим об этих больших разноцветных кубиках на поле.

Фермер

Бонус подданного-фермера раскрывается тем сильнее, чем больше у вас ферм. Ведь больше ферм – больше урожай, больше урожай – больше можно своровать и сэкономить на торговле. Это двойной бонус, ведь их количество укрепляет ваше положение в гильдии.

Торговец

Подданный — очень опасный тип в начале игры и в отдалённых районах карты, куда сразу не доберёшься. Влияние специальным действием перехватывает на раз-два, а учитывая, что у него всегда есть деньги, для экспансии он один из лучших. Имейте это в виду, когда такой персонаж трётся у ваших поселений.

феод

Алхимик

Подданный даёт огромный бонус в начале игры (см. про первый ход). В середине и конце есть возможность сделать финт, мигрироваться в центре карты и начать всё захватывать, пока соперники разлетелись кто куда.

Воин

Полезность подданного-воина увеличивается с числом городов. Больше их, выгоднее действие «налоги», на котором подвязано получение влияние для воина-подданного. К сожалению, не города, а фермы приносят влияние в их гильдии, так что корреляции не получится. Зато можно накопить на войну. Если на поле есть вражеский воин, всегда следите, сколько селитры у его игрока и будьте готовы защититься. Или удрать.

феод

Знать

Этот подданный самый опасный из всех. За одно действие, без дополнительных трат, может убить и приближённого, и всех куриц на ферме. Противодействие и экспансии, и монахам – сильно. В принципе с таким кадром ничего не сделаешь, поэтому если опасаетесь, или валите его, или держите наготове карту защиты и еду для королевской протекции.

Монах

Подданный монах имеет бонус к передвижению. Удобно, когда надо пробросить его к ресурсу на другом конце карты и умыкнуть его. Годится для экспансии далёких районов, но убедитесь, что под рукой есть нужный корабль.

феод

Властелин очков: три периода

В игре три момента, когда вы получаете очки – во время эпохи, при её смене и в конце игры. Что-что, кроме этих трёх этапов больше ничего нет? Уау, это что получается, вы можете получать очки всю игру? Удивительно, но да!

Давайте просто соберём в кучу знания, а дальше вы уже сами решите, что с ними делать.

Эпоха идёт

Отправка (4-6 очков, +1 с надсмотрщиком). Разберём каждую гильдию поподробнее. Но перед этим скажу: отправка из некоторых сильно зависит от опыта игроков. Не зная преимуществ тех или иных предметов, гильдии могут забиваться, а товары никто покупать не будет. Следовательно, Ватсон, и отправка будет более сложной.

феод

Это действие иногда может потребовать реакции мангуста. Так что если вы и выбрали «гуилд», то будьте готовы разыграть её в любой момент, а не когда запланировали.

  • Фермеры. Здесь нужно держать руку на пульсе товарооборота и глядеть, у кого сколько товаров на поле. Ваша задача – закидать торговца спелыми яблочками и всем остальным раньше других. Помните, чем больше в гильдии куриц, тем больше избыточных товаров ваши конкуренты отдадут торговцу. Нам же это не нужно, правда, мистер кубик знати, убивающий куриц?
  • Торговцы. Если игроки достаточно активны и продают урожай вам в обход уже заполненной фермы, товаров у вас будет в избытке. Алхимик постоянно что-то делает, так что отправлять можно часто. Даже не обязательно много, но часто – да. Условные две отправки на 4 ОП лучше, чем одна на 6. А если вдруг алхимик канючить начнёт – договаривайтесь, чё бы нет.
  • Алхимики. Просто получайте от жизни максимум.
  • Воины. Хорошее время для отправки – сразу после создания новых фишек влияния. Игроки ещё не успели всё раскупить и можно немножечко насолить трём людям. А, и очки заработать да, мы тут очки зарабатываем. Редко влияния нет вообще, так что больше смотрите на лакомые места у знатных дам (хе-хе).
  • Знать. Качество получения очков зависит от начальных чёток. Если выложили шлак – зарабатывать придётся долго. И ещё неприятный минус – новички забивают на чётки, поэтому в получении очков вы можете быть ограничены. Однако пара отправок и шанс сорвать куш у вас всё равно имеется.
  • Монахи. Три отправки и ждать, пока кого-то уморят голодом. Ну такое. Ситуативно слишком.

Приёмка (3 очка). То же, что и отправка, но из предыдущей гильдии, а не в следующую. Так что можете просто перечитать написанное выше.

Пирушка (7-9 очков, +1 с надсмотрщиком мастера). Топ возможность и визитная карточка игры. Даже в гильдии состоять не надо, чтобы столько зарабатывать. Я так не делал, но в планах попробовать «стратегию-пир-тегию». Делаем так. Запасаемся вином, серой для сдвоенного действия и начинаем охоту на мастеров гильдий и Маргарит гильдий. Если сконцентрироваться на этом, а не на своём влиянии, то очков можно заработать даже больше, чем другие. Был случай с одним парнем, знаем, почти выиграл, хотя ни мастером, ни даже подмастерьем нигде не был.

Эпоха закончилась

Такие начисления производятся пять раз за партию, и чем раньше вы выбьете максимальный бонус, тем дольше будете его получать. Опять же, всё есть в памятках и здесь я просто это немного разжую.

феод
  • Положение в гильдиях (0-30 очков). До тридцати на моей памяти ещё никто не добирался, но, как говорит один авиатор, «бесконечность не предел». И вот вам сразу очевидная стратегия удержания одной пары гильдий. В противоположных гильдиях влияние приносят одни и те же поселения. Чувствуете, к чему я? Становитесь резидентом обеих таких гильдий, вкачивайтесь в контроль чего-то одного, что нужно и там, и там, и убьёте двух зайцев одним выстрелом. Вот так: «БДЫЩ!». Ну и феоды, конечно, приносят влияние дай божé.
  • Земли (2-4 очка). Мизер, но четыре всё же лучше. Логично – не собирайте товары с возделываемых земель сразу. И возделывайте эти земли именно к концу эпохи, чтобы у недоброжелателей не было времени украсть честно нажитое непосильным трудом. А это три магнитофона, три кинокамеры заграничных и всё то, что производят стрельбища в королевстве Дэниэла.
  • Активные регионы (1-11 ОП). Напоминаю. каждую эпоху! Ну тут на самом деле всё просто – не забивайте на экспансию. В идеале иметь летающий и обычный корабль, и тогда до всех регионов можно будет притронуться своей благословенной гранью. У нас же кубики подданных, а у кубиков грани.

Игра закончилась

  • Великое путешествие (0-17 ОП). Считаю, что это не стратегия и специально туда идти для набора ОП не стоит.
  • Зато стоит подготовить королевские указы (3-26 ОП). Логика проста: чем раньше у вас на руке окажется хартия с требованием, тем проще будет выбор стороны экспансии. А чтобы получить максимальную выгоду, купите пару чёток, чтобы в конце своровать часть урожая и превратить их в печати. Ими хартии и скрепите.

Ну вот и всё по основному набору очков! Надеюсь, теперь вы будете чётче представлять, за что браться, чтобы выиграть, а не просто повыживать.

Call of Daniel: medieval warfare

Итак, вы решили начать плодить насилие в нашем и без того неспокойном мире. Давайте скорее, а то мы тут от скуки умираем, а некоторые даже жируют. И в этом мой прямой посыл: воюйте, потому что так вы будете контролировать слишком жирных собственников гильдий и сами сможете таковым стать. Чтобы вас контролировали уже другие и так далее. А это движ, это весело.

феод

Первым делом, конечно, на ум приходит воин с его бесконечными селитрами. Но селитра дорогая, а мы не семья президента любой страны бывшего СНГ. Что же делать?

  1. Копите деньги и покупайте эту селитру.
  2. Воруйте селитру на поле.
  3. Берите селитру со взятки фермы.
  4. Используйте карты королевских указов с оружием.
  5. Нападайте на одного с силой 4, совмещая подданных и селитру в удобных вам комбинациях. Лучше всего через сдвоенное действие серы. Почему именно 4? Вражеский поданный (защита 2) и карта защиты (защита 1) дадут в сумме 3 ед. защиты. Перевес силы принесёт победу в 100% случаев.

Миллионер из заставы

Все говорят, — Максим, а где достать бабла? Куда нажать? А-а-а давайте я вам расскажу.

  • Продажа товаров с ферм. Дружно вместе представим ситуацию. Раз – сбор 10 единиц урожая с помощью чёток. Два – продажа урожая и получение 5 шиллингов. Два. Действия. Пять. Шиллингов. Пользуйтесь!
  • Сбор налогов с городов. Стоит делать, если у вас 3+ города или срочно нужны деньги.
  • Делать отправку, будучи мастером гильдии монахов или фермеров и получать часть пожертвований. Единственно, налички в мешке у фермеров обычно меньше, чем у монахов в сундуке.
  • Устроить пирушку с мастером гильдии монахов или фермеров. Да, и деньги вы тоже за них получите.
  • Быть мастером гильдии торговцев или алхимиков. Товары здесь покупают гораздо чаще, чем у остальных. Эти ребята обеспечат вам лучший пассивный доход.
  • Присваивать шиллинги из золотых рудников других игроков. С новичками и малым количеством игроков работает плохо. Да и крадёте один шиллинг всего.
  • Вымогать деньги у других игроков. Я не нашёл в правилах запрета на обмен деньгами, поэтому призываю вас иногда играть грязно: угрожать нападением, стопорить экономику и делать вообще всё, за что вам могут давать деньги другие. Чем не весёлый способ немного подзаработать? Если в правилах это всё-таки прописано, прошу написать об этом в комментариях, чтобы я с чистой совестью сделал это постоянным хоумрулом!

Феодные войны: монахи наносят ответный удар

Я тут много пишу о том, что новички не понимают все прелести того, сего, так почему бы не объяснить эти вещи? По классике, пройдусь по тому, что могут предложить гильдии.

феод
  • Товары торговцев. Понятно, для чего какой, идём дальше.
  • Корабли алхимиков. Тоже всё просто.
  • Влияние и монстры у воинов. К сожалению, предельная польза монстров раскрывается только при игре большим составом (4-5 игроков). Дополнительные передвижения и блокировка чужих подданных помогут в войне и экспансии.
  • Королевские печати. Два назначения – скреплять хартии и строить феоды. Про пользу феодов вы уже знаете, а если забыли, перечитайте последний пункт про них. Хартии приносят вам ОП в конце игры. По сути печати – это инвестиция в ваши очки и бóльшим образом через феоды. Повторюсь, если построили один, стройте второй. Для этого покупайте печати. Где взять деньги, вы тоже уже в курсе.
  • Чётки. Самый недооценённый предмет, как по мне. Новички часто забывают, что chotky lives matters. Они – ваш инструмент пропитания и заработка через фермы. А это, на секундочку, фундамент вашей игровой политики! Достаточно просто понять связь «чётки-товары-деньги/еда», и играть будет в удовольствие.
  • Карты королевских указов. Конкретно мандаты. Одноразовые свойства, на которые не нужно тратить королевскую печать. Нужно тратить товары, а иногда и просто иметь три влияния в какой-то гильдии. Они у нас тоже как-то популярностью не пользуются, а зря. За свою удачу ты либо супер выгодно «продаёшь» товары, либо берёшь что-то на халяву, либо более агрессивно воюешь. Владельцам застав и подмастерьям советую ценить то, что они имеют.

Максим Сомов и дары Феода

Ну что же, вы ознакомились примерно со всеми теми идеями, что я смог вспомнить. Как видите, тактики здесь особо немного, больше наблюдения и советы, которые, впрочем, призваны немного повысить эффективность ходов.

феод

Так или иначе, со всем этим полотном текста не стоит забывать, что «Феод» в первую очередь – игра-песочница, где нет однозначной выигрышной стратегии. Да, что-то работает лучше, а что-то бесполезно. Но вводных, таких как игроки, настроение, ретроградный Меркурий и прочее может быть много. Так что садитесь за игру, наслаждайтесь ею, изучайте её, а я пойду дальше совершать свои подвиги на поприще IT.

Да здравствует король!


Если вам понравилась идея советов по игре, предлагаем ознакомиться с другими нашими наблюдениями:

Вам могут понравиться

нет комментариев

Оставить комментарий